Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА ОГЭ по русскому языку. 9-й класс

  • Денисова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом:
    умение вычленять главную мысль, проблему, идею
    текста, определять стиль и тип речи; через анализ
    художественного произведения выявить
    выразительные возможности языковых единиц;
    находить тропы и художественно-изобразительные
    средства; подготовка к выполнению тестовых
    заданий ГИА; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к
    русскому языку и литературе; способствовать
    нравственному развитию личности учащихся,
    определению ими истинных жизненных ценностей.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие навыков лингвистического
    анализа текста; формирование положительной
    мотивации к учебно-познавательной деятельности
    при подготовке к ГИА; развитие умения логически
    излагать свои мысли, используя литературный
    язык; развитие умения аргументировать,
    доказывать; развитие умения выделять главное,
    сравнивать, обобщать.

Вид: урок формирования умений и
навыков

Тип: урок-практикум, комбинированный

Оборудование: текст миниатюры
Астафьева, мультимедиа, проектор, презентация
(Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя

— Сегодня у нас актуальный и важный урок, так как
скоро вам предстоит сдавать экзамен. На уроке мы
с вами поработаем с текстом Виктора Астафьева и
выполним ряд заданий, которые помогут вам хорошо
подготовиться к сдаче ГИА, что и будет являться
конечной целью нашего урока. Для успешной сдачи
экзамена необходимо овладеть определенными
умениями, в частности, орфографической и
пунктуационной грамотностью. Сформировать эти
умения помогает работа по комплексному анализу
текста.

2. Постановка цели и задач урока (Слайд
2)

— Перед вами текст Астафьева “Приветное
слово”. Наша задача выявить выразительные
возможности языковых единиц, посмотреть, как
художественно-изобразительные средства
помогают раскрыть смысл содержания, а также
поработать над орфографией и синтаксисом.

III. Работа с текстом. Комплексный анализ

1. Краткий рассказ ученика об Астафьеве
(Слайд 3)

2. Чтение текста учеником (Приложение
2)

3. Беседа

— Какова общая тональность рассказа?

— Сколько частей можно выделить в данном тексте?
(Условно 2)

— Какая часть воспринимается глубже? (Ответы
учащихся
).

— Определим тему текста. Что такое тема? (Слайд4:
тема, идея, проблема
)

Какова тема данного текста? (Человек и
окружающий мир. Все люди – братья, для счастья
многого не надо
)

4. Работа над
художественно-изобразительной и композиционной
организацией текста

— Переходим к следующему этапу. Определим
проблему текста.

Перед вами жанр миниатюры. Астафьев считал, что
“миниатюры стоят вне жанра, они не скованы
устоявшимися формами литературы”. В конце своей
жизни писатель обращался именно к таким
миниатюрам.

— К какому стилю относится миниатюра Астафьева?
(К художественному). Докажите.

(Здесь использованы тропы). Найдите и
укажите номера предложений, в которых
использованы эпитеты? (9 – по вытоптанной
тропинке, 11 – чернущими глазами).

— Какие художественно — изобразительные
средства использованы в 6 предложении?

(метафоры — “пустынно шумят березы”,
“осененные щепотками зеленых почек”
олицетворение — эпитет – “разрождающиеся
листом”
).

— Для художественного стиля характерно
использование просторечных слов. Какие это
слова? (“чешет”, “шурует”)

— Молодцы. Обратите внимание. Очень короткий
текст, в котором автор напрямую не обозначил
проблему. Она скрыта в подтексте. Как мы будем её
находить? ( Обращаем внимание на композицию).

— Условно можно выделить 2 части. 1 – “Мрачное
настроение”. 2 – “ Сделалось легче на душе”. Как
автор соединяет эти части? (Союзом НО). Какой это
союз? (Сочинительный, противительный)

5. Работа в тетрадях: (составление таблицы)

— Записываем в тетради ключевые слова каждой
части. (Слайд 5)


“мрачное настроение”“сделалось легче на душе”
настроение мрачноенастроение светлое
холоднорадостное
ветренопозитивное – мне навстречу
прятатьсясияя глазами
пустыннокричит, приветствует
конец светарадуется

— Сравните обе части. Что можно сказать о них? (Здесь
использованы антонимы. Текст построен на
антитезе
).

Комментарий учителя: в 1 части у героя
угнетенное состояние, которое подчеркивается
таким же состоянием природы. Герою не хочется
жить, потому что нет никого, кто сказал бы ему
приветное слово. 2 часть, начинающаяся с союза НО,
меняет настроение героя и его отношение к жизни.

— Что обозначает приветное слово? (Девочка
произносит его мимолетом, оно словно вылетело из
души.
)

— Какую же проблему ставит автор? (Слайд 6.
Записываем в тетрадь
)

1. Проблема одиночества. Почему в большом
густонаселенном городе человек одинок? Человеку
мало надо: ему нужно внимание. Таким образом,
проблема одиночества, отсутствие внимания.

2. Проблема воздействия слова на человека.

— Проблему определили. В каких словах текста
выражена идея? (Все люди – братья) (Слайд 7)

6. Актуализация опорных знаний

— К решению идеи автор направляет все
художественно-изобразительные средства.
Приведите примеры и назовите номера предложений,
где использованы фигуры речи. (Слайд 8)

(Градация: холодно, ветрено, конец весны, конец
света. Инверсия: 9, 11 предложения. Синтаксический
параллелизм – 1,2; 4,5 предложения. Риторический
вопрос – 17.)

— Настроение передается через синтаксический
строй стихотворения. Какие предложения
использует автор в начале текста? (Односоставные
– безличные. Они определяют состояние
окружающего мира. Определенно-личные. Сокращают
текст, дают глубокое описание состояния природы
и человека
.)

— Попытаемся ответить на риторический вопрос.
Вам много надо? А человеку в старости? (У него
мало желаний. Он понял, что ему не хватает
доброго, приветного слова, внимания
).

Вопрос задан для того, чтобы привлечь внимание
читателя, а не получить ответ. К какому явлению
привлечь внимание? (К одиночеству). Главную
свою задачу Виктор Астафьев видел в том, чтобы
заставить читателя почувствовать боль одинокого
человека. (Записать в тетрадь)

IV. Закрепление ранее изученного материала.
Отрабатывание навыков

Словарный диктант. (Слайд 9) Задание А 7.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните
орфограммы.

Ветрено, пустынно, по-весеннему, обвешанные
сережками, осененные, по вытоптанной тропинке,
наглухо, поравнявшись.

Задание В2. (по вариантам) Из
предложений: 18 (1 вар.), 3 (2 вар.), выпишите
словосочетание со связью примыкание (сделалось
легче
, приходится прятаться) (Возможны
другие примеры)

V. Рефлексия

Задача учителя: осуществить
рефлексию учащимися собственной деятельности и
провести необходимую коррекцию.

— Над какими заданиями мы сегодня поработали?

— Чему учит миниатюра Астафьева? Что я
попыталась до вас донести?

В конце урока ученики заполняют индивидуальный
рефлексивный лист и сдают его учителю.

Способ реализации:

1. Всё понял, могу этот материал объяснить
другому. (5 баллов)

2. Сам всё понял, но объяснить другому не берусь.
(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить
тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

VI. Домашнее задание: (2-4 на выбор)

1. Написать сочинение – рассуждение на темы:
“Роль односоставных предложений в тексте” или
“Использование художественно-изобразительных
средств в устной и письменной речи”

2. Выполнить задание В3, В6: выписать
грамматические основы из текста, определить их
количество.

3. Охарактеризовать каждое предложение с точки
зрения синтаксиса.

4. Выписать из текста по 3 словосочетания
каждого вида (задание В2).

Ссылка на основную публикацию
2018