- Климова Елена Валерьевна, учитель-логопед
Цели урока:
- Логопедическая: развитие анализа и синтеза на
уровне слова, предложения, текста. - Лексическая: уточнение и расширение словаря по
теме “Профессии”. - Грамматическая: закрепление понятия “имя
существительное”. - Коррекционно-развивающая: развитие зрительного
и слухового восприятия, пространственных
представлений, мелкой моторики, процессов
анализа, синтеза, запоминания; совершенствование
навыка самоконтроля.
Оборудование:
- Иллюстрация “Путаница”.
- Индивидуальные карточки с изображением контура
инструментов. - Индивидуальные карточки с пословицей.
- Индивидуальные карточки с текстом
(стихотворение). - Индивидуальные карточки с филвордом.
- Картинка “Девочка Смешинка”.
- Макеты цветов с двигающимися разноцветными
лепестками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Беседа (название занятия, какой урок по счёту).
2. Создание положительного настроя на занятие:
учитель вывешивает на доску картинку с
изображением лица улыбающейся девочки Смешинки,
просит определить настроение девочки, поставить
перед собой зеркало и улыбнуться так же, как
Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а
в конце занятия самим определить своё
самочувствие и показать его, выбрав лепесток по
цвету. А цветок подарить девочке Смешинке.
II. Разминка.
1. Упражнение развивающей кинезиологической
программы.
Ухо-нос.
Левой рукой взять кончик носа, правой рукой –
за противоположное ухо. Одновременно отпустить
ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение
рук “с точностью до наоборот”.
2. Психогимнастическое упражнение.
Считалочка-бормоталочка.
Повторить за логопедом фразу: “Все профессии
важны, все профессии нужны”несколько раз. В
первый раз произносим вслух всю фразу, кроме
последнего слова; последнее слово произносим
“про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во
второй раз произносим вслух фразу, заменяя
хлопками два последних слова и т. д.
Все – профессии – важны – все – профессии –
нужны.
Все – профессии – важны – все – профессии
–хлопок.
Все – профессии – важны – все – хлопок –
хлопок.
Все – профессии – важны – хлопок – хлопок –
хлопок.
Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок –
хлопок.
Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок –
хлопок.
Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок –
хлопок.
III. Закрепление лексического
материала.
1. Работа с иллюстрацией “Путаница”.
а) Рассмотреть иллюстрацию и сказать, что
перепутал художник (какой предмет кому должен
принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат –
солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел
– учителю).
б) Повторить названия предметов (ракетка,
автомат, мастерок, шприц, мел).
в) Беседа.
Рассказать, какие инструменты или орудия труда
необходимы для работы: швее, столяру, повару,
бухгалтеру и т.д.
2. Упражнение “Отгадай слово”.
Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны
запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово.
(б п а о ф в ы а л р)
3. Задание “Нарисуй по клеткам”.
На листе бумаги в клетку нарисовать точно по
клеткам инструменты: пилу, молоток, топор,
гаечный ключ по образцу правой рукой. (Приложение
№1) выполнить штриховку каждого предмета
левой рукой в разном направлении по инструкции
учителя.
4. Выяснение обобщающего понятия.
Логопед.
– Так о чём мы будем рассказывать, выполнять
задания? (о профессиях)
IV.Определение логопедической темы.
Логопед.
На занятии мы будем определять место звуков в
словах, отгадывать по звукам и буквам слова,
составлять предложения.
V. Упражнения для коррекции и развития
процессов анализа и синтеза слов;
совершенствование техники чтения.
1. Звуки, буквы, слова.
а) Логопед называет слово (название профессии
или инструмента). Даёт задание: назвать
определённый по счёту звук в слове.
б) Прочитать на доске названия профессий
(порядок букв в словах нарушен). (Приложеие
№2)
(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).
Определить, в каком слове звук [я] предшествует
звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между
звуками [о] и [а].
в)Найти эти слова в филворде (на карточке). (Приложение № 3)
г) Отгадать название инструмента по цифрам и
буквам на доске.
Например:
4 8 1 9 2 5 3 7 6
н у т а о и р к б
Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся
запоминают соответствующие буквы, соединяют
устно в слово (рубанок).
VI. Закрепление программного
грамматического материала.
1. Логопед.
К какой части речи относятся слова, которые
отгадывали в заданиях?
Вспомнить помогут слоги на доске.
тви но су тель щес е
Правильно, это – существительное.
2. Вспомнить определение имени
существительного.
3. Выяснить, что в заданиях использовались имена
существительные, которые обозначают людей, вещи.
VII. Упражнения для коррекции и
развития процессов анализа и синтеза
предложения, текста.
1. Работа с предложением.
а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть
все встречающиеся слова – название материала, из
которого изготавливают швейные изделия (платья,
блузки, рубашки)?
(шёлк); соединить оставшиеся части в слова,
прочитать пословицу о труде. (Приложение
№4)
б) Записать пословицу в тетрадь по памяти,
проверить написание (открыть на доске).
Дело мастера боится.
в) Найти в пословице и назвать существительные
(дело, мастер), их значение.
2. Работа с текстом.
а) Раздать карточки со стихотворением учащимся.
(Приложение №5).
Логопед:
“Я прочту стихотворение, а вы запомните, о
какой оно профессии, какие инструменты
упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор,
молоток). Логопед медленно читает стихотворение
во второй раз; учащиеся карандашом на карточке
вставляют в словах все пропущенные гласные буквы
(в первом четверостишии), некоторые пропущенные
согласные буквы (во втором четверостишии). Затем
учащиеся вслух читают стихотворение.
б) Сосчитать количество предложений в тексте;
найти и прочитать третье предложение. Прочитать
по цепочке каждое слово в предложении; прочитать
по цепочке предложение через слово; причитать по
цепочке каждое слово предложения в обратном
направлении (от последней буквы к первой;
например: столяр – рялотс т. д.)
в) Прочитать это предложение еще раз “про
себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь
по памяти. Раздать карточки, проверить написание.
г) Найти в стихотворении и назвать
существительные, определить их значение (люди,
вещи), выделить в тексте (сущ.).
Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке,
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.
VIII. Итог занятия.
1.Какие задания выполняли со словами
предложениями, текстом?
2. О чём были все задания? (о профессиях)
3. Какую часть речи повторили? (существительное)
4. Проанализировать и оценить работу на занятии
каждого ученика.
5. Выбрать по цвету лепесток цветка,
соответствующий вашему настроению, поставить
цветы в вазу. Подарить букет цветов девочке
Смешинке.