Конспект группового логопедического занятия для 5-го класса коррекционной школы VIII вида Анализ и синтез разных речевых единиц

  • Климова Елена Валерьевна, учитель-логопед

Цели урока:

  • Логопедическая: развитие анализа и синтеза на
    уровне слова, предложения, текста.
  • Лексическая: уточнение и расширение словаря по
    теме “Профессии”.
  • Грамматическая: закрепление понятия “имя
    существительное”.
  • Коррекционно-развивающая: развитие зрительного
    и слухового восприятия, пространственных
    представлений, мелкой моторики, процессов
    анализа, синтеза, запоминания; совершенствование
    навыка самоконтроля.

Оборудование:

  1. Иллюстрация “Путаница”.
  2. Индивидуальные карточки с изображением контура
    инструментов.
  3. Индивидуальные карточки с пословицей.
  4. Индивидуальные карточки с текстом
    (стихотворение).
  5. Индивидуальные карточки с филвордом.
  6. Картинка “Девочка Смешинка”.
  7. Макеты цветов с двигающимися разноцветными
    лепестками.


Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Беседа (название занятия, какой урок по счёту).

2. Создание положительного настроя на занятие:
учитель вывешивает на доску картинку с
изображением лица улыбающейся девочки Смешинки,
просит определить настроение девочки, поставить
перед собой зеркало и улыбнуться так же, как
Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а
в конце занятия самим определить своё
самочувствие и показать его, выбрав лепесток по
цвету. А цветок подарить девочке Смешинке.


II. Разминка.

1. Упражнение развивающей кинезиологической
программы.

Ухо-нос.

Левой рукой взять кончик носа, правой рукой –
за противоположное ухо. Одновременно отпустить
ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение
рук “с точностью до наоборот”.

2. Психогимнастическое упражнение.

Считалочка-бормоталочка.

Повторить за логопедом фразу: “Все профессии
важны, все профессии нужны”несколько раз. В
первый раз произносим вслух всю фразу, кроме
последнего слова; последнее слово произносим
“про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во
второй раз произносим вслух фразу, заменяя
хлопками два последних слова и т. д.

Все – профессии – важны – все – профессии –
нужны.

Все – профессии – важны – все – профессии
–хлопок.

Все – профессии – важны – все – хлопок –
хлопок.

Все – профессии – важны – хлопок – хлопок –
хлопок.

Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок –
хлопок.

Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок –
хлопок.

Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок –
хлопок.


III. Закрепление лексического
материала.

1. Работа с иллюстрацией “Путаница”.

а) Рассмотреть иллюстрацию и сказать, что
перепутал художник (какой предмет кому должен
принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат –
солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел
– учителю).

б) Повторить названия предметов (ракетка,
автомат, мастерок, шприц, мел).

в) Беседа.

Рассказать, какие инструменты или орудия труда
необходимы для работы: швее, столяру, повару,
бухгалтеру и т.д.

2. Упражнение “Отгадай слово”.

Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны
запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово.
п а о ф в ы а л р)

3. Задание “Нарисуй по клеткам”.

На листе бумаги в клетку нарисовать точно по
клеткам инструменты: пилу, молоток, топор,
гаечный ключ по образцу правой рукой. (Приложение
№1
) выполнить штриховку каждого предмета
левой рукой в разном направлении по инструкции
учителя.

4. Выяснение обобщающего понятия.

Логопед.

– Так о чём мы будем рассказывать, выполнять
задания? (о профессиях)


IV.Определение логопедической темы.

Логопед.

На занятии мы будем определять место звуков в
словах, отгадывать по звукам и буквам слова,
составлять предложения.


V. Упражнения для коррекции и развития
процессов анализа и синтеза слов;
совершенствование техники чтения.

1. Звуки, буквы, слова.

а) Логопед называет слово (название профессии
или инструмента). Даёт задание: назвать
определённый по счёту звук в слове.

б) Прочитать на доске названия профессий
(порядок букв в словах нарушен). (Приложеие
№2
)

(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).

Определить, в каком слове звук [я] предшествует
звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между
звуками [о] и [а].

в)Найти эти слова в филворде (на карточке). (Приложение № 3)

г) Отгадать название инструмента по цифрам и
буквам на доске.

Например:

4 8 1 9 2 5 3 7 6
н у т а о и р к б

Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся
запоминают соответствующие буквы, соединяют
устно в слово (рубанок).


VI. Закрепление программного
грамматического материала.

1. Логопед.

К какой части речи относятся слова, которые
отгадывали в заданиях?

Вспомнить помогут слоги на доске.

тви но су тель щес е

Правильно, это – существительное.

2. Вспомнить определение имени
существительного.

3. Выяснить, что в заданиях использовались имена
существительные, которые обозначают людей, вещи.


VII. Упражнения для коррекции и
развития процессов анализа и синтеза
предложения, текста.

1. Работа с предложением.

а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть
все встречающиеся слова – название материала, из
которого изготавливают швейные изделия (платья,
блузки, рубашки)?

(шёлк); соединить оставшиеся части в слова,
прочитать пословицу о труде. (Приложение
№4
)

б) Записать пословицу в тетрадь по памяти,
проверить написание (открыть на доске).

Дело мастера боится.

в) Найти в пословице и назвать существительные
(дело, мастер), их значение.

2. Работа с текстом.

а) Раздать карточки со стихотворением учащимся.
(Приложение №5).

Логопед:

“Я прочту стихотворение, а вы запомните, о
какой оно профессии, какие инструменты
упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор,
молоток). Логопед медленно читает стихотворение
во второй раз; учащиеся карандашом на карточке
вставляют в словах все пропущенные гласные буквы
(в первом четверостишии), некоторые пропущенные
согласные буквы (во втором четверостишии). Затем
учащиеся вслух читают стихотворение.

б) Сосчитать количество предложений в тексте;
найти и прочитать третье предложение. Прочитать
по цепочке каждое слово в предложении; прочитать
по цепочке предложение через слово; причитать по
цепочке каждое слово предложения в обратном
направлении (от последней буквы к первой;
например: столяр – рялотс т. д.)

в) Прочитать это предложение еще раз “про
себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь
по памяти. Раздать карточки, проверить написание.

г) Найти в стихотворении и назвать
существительные, определить их значение (люди,
вещи), выделить в тексте (сущ.).

Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке,
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.


VIII. Итог занятия.

1.Какие задания выполняли со словами
предложениями, текстом?

2. О чём были все задания? (о профессиях)

3. Какую часть речи повторили? (существительное)

4. Проанализировать и оценить работу на занятии
каждого ученика.

5. Выбрать по цвету лепесток цветка,
соответствующий вашему настроению, поставить
цветы в вазу. Подарить букет цветов девочке
Смешинке.



Ссылка на основную публикацию
2019