Урок русского языка по теме: Общее понятие об имени существительном УМК Школа России. 2-й класс

  • Филимонова Марина Николаевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  • научить различать предмет и слово как часть
    речи; довести до полного осознания учащихся, что
    слово способно называть все в окружающем мире; (
    слово – название предмета)
  • научить соотносить вопросы Кто? и Что?;
  • обеспечить орфографическую деятельность
    учащихся.

Оборудование: учебник “Русский язык”
2 класс II часть Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой,
рабочие тетради, презентация урока в Power Point,
мультимедийная доска.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Время

I. Самоопределение к деятельности
(Организационный этап)
– Сегодня у нас необычный урок. В
некотором царстве, некотором государстве,
которое называется Русский язык, есть город.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по этому
городу, чтобы познакомиться с его важными
жителями. Любое путешествие предполагает
множество интересных неожиданных и опасных
встреч и препятствий.

– Скажете, что поможет нам
общаться друг с другом и понимать друг друга.

– Молодцы! До города, который называется Речь,
мы уже добрались.

– Если вы дружные, умеете помогать друг другу и
не боитесь трудностей, мы можем начать
путешествие?!

Речь.

Показывают «+»

Говорят: Да!

Слайд 3

1 мин.
II. Актуализация знаний

1. Чистописание

2. Характеристика [йа]

3. Списывание

4. Взаимопроверка

– Прочитайте пословицу: «Язык до
Киева доведёт.»

– Прочитай для всех, Катюша!

– Как вы её понимаете?
– Одно хорошо знакомое вам слово в пословице
поможет провести чистописание. Вы его узнали?
– Внимательно посмотрите на буквы и соединения
букв, которые сегодня предстоит вам написать.

Надеюсь,
что вы будете писать красиво буквы и соединения,
чтобы написанное вами всегда было приятно читать
любому.

– Кто может дать характеристику букве Я?
– Кто может привести пример такого слова?
– Как бы вы хотели поработать с этой пословицей?
– Кто хочет прочитать?

Язык до Киева доведёт.

Язык до Киева доведёт.

Язык до Киева доведёт.

– Спишите пословицу и самостоятельно
определите главные слова – основу предложения.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
– У кого все правильно?
– Молодцы!
– У каждого слова, как и у нас есть свой адрес. Как
вы думаете, на какой улице живет слово язык?

Читают самостоятельно.
Катя читает пословицу вслух.
Варианты ответов.
«Если не знаешь, нужно спрашивать.»
Кто знает – обязательно расскажет или покажет.
Показывают «+»
Это слово из словарика – язык.

Самостоятельно пишут по образцу.
– Буква я обозначает два звука [ЙА] в начале
слова.
Варианты примеров: яма, Яша, Яна, якорь, ягода,
яблоко, январь, язык.
Варианты ответов

1. Прочитать по-разному (с разным логическим
ударением)
2. Списать пословицу.
3. Подчеркнуть главные слова.

Списывают и самостоятельно определяют главные
члены.

Язык до Киева доведёт.
Осуществляют взаимопроверку.
Поднимают руки.

На Словарной.

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

2 мин.

3 мин.

2 мин.

2 мин.

III. Словарная работа

1. Игра
“Собери слова”

2. Самопроверка

3. Физминутка

– На этой улице мы поиграем.

л п а н е
р г д о о
к с а о а б
у з а р б
о и л м н
о в о к а р
б е в о й р о
л у т ь ч и е

– С заданием практически все справились!
Проверьте!

– У кого были ошибки? А у кого в написании слов
ошибок не было? Молодцы!

– Маргарита поможет нам отдохнуть.

Читают задание.

Ой, беда! Беда! Беда!
Повалились с неба слова.
Их собрать – нелегкое задание!
Надо знать тех слов правописание!

Записывают в тетрадь слова.

пенал
город
собака
арбуз
лимон
корова
воробей
учитель

Маргарита проводит двигательную физминутку по
своему выбору.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

4 мин.

1 мин.

1 мин.

IV. Постановка учебной цели

Физминутка

– С вашей помощью мы добрались до дома
самого главного жителя города Речь. Жителей
Минусинска называют минусинцами, жителей Москвы
– москвичами, а тех, кто живет в городе Речь,
называют части речи.
– Вам знакомы эти жильцы. Что они обозначают?
– Какие вопросы можно поставить к данным словам?

Что?
пенал
Что?
город
Кто?
собака
Что?
арбуз
Что?
лимон
Кто?
корова
Кто?
воробей
Кто?
учитель

– Попробуйте определить тему сегодняшнего
урока! Молодцы! Интересно ли Вам имя этих жильцов?
– Все слова, живущие в этом доме, обозначают
предметы, животных, игрушки…Они обозначают все
то, что существует – поэтому имя его ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
– Чтобы запомнить, мы повторим волшебные слова и
отдохнем!

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

Различные предметы, животных, птиц, название
профессии.
Кто? Что?

Над каждым словом подписывают вопрос Кто?
или Что? (по цепочке 1)

Слова, которые отвечают на вопросы Кто?
Что?

Да. Показывают знак «+».

Маршируют и проговаривают стихотворный текст.

Слайд 9. Появляется дом

Слайд 10

3 мин.

1 мин.

1 мин.

V. Работа по теме урока

1.
Группировка слов по вопросам

2. Самостоятельная работа

3. Самопроверка

4. Работа по учебнику

5. Самостоятельная работа

6. Индивидуальная работа

7. Самопроверка

– Наше путешествие продолжается,
прочитайте слова. Читай, Никита, всем!

Котёнок,
помидор, петух, ягода, карандаш, капуста,
крокодил, утёнок.

– Задание понятно? Начинайте выполнять.
Выделяйте орфограммы.
– Справились с заданием?
– Проверьте, как выполнили задание!
– У кого слова не заблудились?
– Молодцы!
– Кто выделил орфограммы?
– Молодцы. Проверьте, все ли вы увидели
орфограммы?!
– Откройте учебник на стр. 4. Найдите упражнение 3.
Прочитайте задание самостоятельно.
– Читай задание, Даша!
– Всем понятно, что нужно делать?
– Кому задание понятно, приступайте к
выполнению.

Дополнительно провожу инструктаж с Кириллом,
Яной и Катей.

– Задание выполнили. Проверьте себя!
– Предложения написали верно?
– Правильно определили, какие слова отвечают на
вопрос Кто?

Читают задание и слова самостоятельно.

Читает
Никита.

Сигнал “+”, да.

Самопроверка.
Поднимают руки.
Поднимают руки.

Проверяют.

Читают задание самостоятельно.

Читает задание Дарья.
Рассказывают алгоритм выполнения упражнения.
Учащиеся самостоятельно выполняют упр. 3

Осуществляют самопроверку.

Да.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд13

Слайд 14

4 мин.

7 мин.

VI. Итог урока (рефлексия)

Домашнее задание

– Что интересного узнали на уроке?
– Как вы думаете, что нужно запомнить?
– Кто запомнил имя главного жителя города Речь?
– Что обозначает имя существительное?
– Приведите примеры слов, отвечающих на вопрос Кто?
– И на вопрос Что?
– Спасибо за урок! Запишите самостоятельно в два
столбика соответственно вопросам Кто?
и Что? по 5–6 слов
О словах, которые отвечают на вопросы Кто?
и Что?

Имя существительное.
Предметы.
Приводят свои примеры слов.

Слайд 17

Слайд 18

2 мин.

Резерв 4 мин.

Приложение

Презентация

Ссылка на основную публикацию
2018