Виртуальная экскурсия Московский Кремль. 2-й класс

  • Зуева Ирина Михайловна, учитель

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Оборудование урока: мультимедийный проектор,
компьютер для учителя, презентация
“Московский Кремль”
, MacBook для учащихся

Цель урока: знакомство с
достопримечательностями Московского Кремля и
Красной площади.

Планируемые результаты:

  • познакомиться с историей возникновения
    Московского Кремля;
  • узнать, что значит Московский Кремль для
    жителей России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну;
  • прививать любовь к истории страны, к своему
    Отечеству;
  • развивать навыки работы в парах


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

Начинаем мы урок,
Должен он пойти вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
И побольше рассуждать.

Учитель: Это моё пожелание вам на сегодняшний
урок.

С каким настроением вы начинаете работу?

(Дети показывают смайлики)

Учитель: Отлично. Значит, у нас сегодня всё
получится. Скажите, о чём мы говорили на прошлом
уроке?

(О Москве и её достопримечательностях)

Учитель: Сегодня мы продолжим своё
путешествие, у нас будет возможность открыть для
себя неизвестное, овладеть новыми знаниями.


2. Актуализация знаний.

Учитель: С чего начинаем урок? (С повторения)

– Тогда, я предлагаю вам небольшую разминку –
блиц опрос.

– Когда в летописи, впервые упоминается Москва?
(1147 г.)

– Когда город празднует свой день рождения?
Сколько лет исполнится Москве в этом году? (865 лет)

– С именем какого князя, связано первое
упоминание о Москве? (Юрий Долгорукий)

– Назовите наиболее распространённую версию о
происхождении названия города.

– Чем для каждого россиянина является Москва?
(столица)

– Чем для вас является Москва? (родной город)

Игра “Угадай и расскажи о
достопримечательности” (Приложение 1)

– Перед вами фотографии (Приложение
2
)

– Посмотрите, подумайте и ответьте, что
изображено на этих фотографиях? (Я думаю, что это
достопримечательности Москвы).

– Можете ли вы, назвать эти
достопримечательности? (Нет)

– Почему? (Мы не знаем, что это за здания)

Учитель: Что же мы должны сделать для того,
чтобы узнать о них?

Ученики: Нам надо овладеть новыми знаниями.


3. Самоопределение к деятельности.
Планирование целей и задач урока.

Учитель: – Что это? (Показывает фото башен
Кремля)

Учитель: Подумайте и скажите, о чем мы будем
узнавать на уроке, какой будет тема урока.

Ученик: Я думаю, тема нашего урока –
“Путешествие по Кремлю”.

Учитель: Верно. Тема нашего урока
“Московский Кремль. Достопримечательности
Кремля” (Презентация слайд 1).

Учитель: Давайте, попробуем спланировать
цель нашего урока.

Ученик: Я думаю, мы отправимся в путешествие
по Московскому Кремлю, узнаем его историю,
познакомимся с достопримечательностями Кремля.

Учитель: Перед тем, как мы отправимся на
экскурсию в Кремль, приглашаю вас на прогулку по
городу.

Физминутка: под песню “Я иду, шагаю по
Москве” (Приложение 3)

Учитель: Теперь, отдохнувшие мы приступим к
открытию нового знания.


4. Открытие нового знания

Учитель: Как вы считаете, всегда ли Москва
была такой как сейчас?

Ученик: Нет.

Учитель: 865 лет назад, когда в этих местах
впервые оказался Юрий Долгорукий, Москва была
маленьким поселением на холме, где россосновый
бор. Как мог называться холм? (Боровицкий)

В 1156 году Юрий Долгорукий приказывает возвести
сосновые стены на Боровицком холме, так
рождается крепость или кремль, но до появления
города было ещё далеко. Тогдашняя Москва – это
маленькое поселение на окраине большого
княжества (слайд 2).

Рассмотрите слайд. Что мы видим? (Перед нами
момент строительства первого соснового кремля).
Это картина русского живописца Аполлинария
Васнецова. – Как выглядел первый Кремль?
(Небольшие избы, храм и сосновые стены).

Учитель: Идут годы, и Москва становится
центром нового московского княжества.Князь Иван,
по прозвищу Калита, что означает кошелёк (он
всегда носил кошелёк на поясе, за что и получил
прозвище) в 1339 году приказывает возвести дубовые
стены, пять башен, выкопать ров, наполнить его
водой и насыпать земляные валы вокруг кремля. При
нём в Кремле появляется первая площадь. Вокруг
неё стояли соборы (храмы). Какое название могла
носить площадь, окружённая соборами? Соборная.
Давайте с ними познакомимся. Конечно, они были не
совсем похожи на нынешние соборы, но сложены были
уже из белого камня. (Слайды 3– 4)

Справочный материал. Успенский собор вмещает
в себя сотни людей. Он посвящён Богоматери,
“славному празднику её Успения”, что значит
смерти. В этом соборе короновали всех русских
царей, а затем императоров. Архангельский собор
посвящен архангелу Михаилу. До конца 17 века в нём
хоронили царей и князей, их могилы находятся в
земле под полом храма. Благовещенский собор
назван в честь благой вести деве Марии, о том, что
у неё родится необычный ребёнок – Иисус Христос.
Этот собор был домовым храмом царя и его семьи.

Учитель: Самое высокое здание на Соборной
площади – колокольня Ивана Великого. Она названа
в честь святого. Эту красавицу – бело-золотую
звонницу знал каждый. Её высота 80 метров.
Когда-то, она была самой высокой постройкой
города, да и сейчас остаётся самым высоким
строением центра Москвы.

– Подумайте, какую службу могла нести эта
колокольня? (Дозорную) – Да, врага можно было
заметить заранее и приготовиться к отпору, но был
враг, с которым москвичи не могли справиться.

– О чём я говорю? Подумайте, какой у дерева есть
страшный враг? (Огонь).

– Дубовый кремль строили на века, а простоял он
чуть больше30 лет. Внук Ивана Калиты – князь
Дмитрий Донской в 1367 году приказывает возвести
каменные стены. Белый камень добывают под
Москвой. Рождается белокаменный кремль. С тех пор
Москву величают белокаменной (слайд 5).

Новый кремль выстоял сто лет. В 1485 году великий
князь Иван Третий приглашает в Москву
итальянских мастеров. Под их руководством
возводят красные зубчатые стены кремля, башни
разной формы (круглые и четырёхугольные), и те
соборы, которые мы видим сейчас (слайд 6).

– Откройте рабочие тетради на странице 47.
Сосчитайте башни. Сколько их? (20) Зачем они были
нужны? (Для дозора)

Учитель: Стены Кремля мощные и крепкие. Их
длина составляет 2 км 235 метров, толщина от 3,5 м до
6,5 м; высота от 5м до 19 м. Вдоль стен (изнутри) есть
боевые ходы, их ширина от 2 до 4 метров, они закрыты
двурогими зубцами, их 1045 штук.Высота зубцов 2– 2,5
метра, толщина 65 – 70 сантиметров. До 18 века над
боевыми ходами была деревянная крыша, защищавшая
стрельцов от непогоды. Потом она сгорела, и её не
стали восстанавливать.

Ученики читают по “цепочке” заранее
заготовленный текст о башнях Кремля:

Самая главная башня – Спасская. Это парадные
ворота Кремля. Через неё въезжали цари. Сейчас
через эту башню могут проехать: президент страны
и члены правительства, высокопоставленные
иностранные гости. Венчает башню рубиновая
звезда, до 1935 года был двуглавый орёл. На этой
башне установлены главные часы страны (слайды 7–
8)

Учитель: Как они называются? (Куранты)

Самая высокая башня – Троицкая. Её высота
вместе со звездой 80 метров. Пять башен проездных,
то есть через них можно было проехать или пройти.

Кутафья башня – самая необычная, отделена от
остальных мостом. Она охраняла Троицкий мост,
который вёл в Кремль.

Есть Царская башня. Это башня – теремок. По
преданию, с неё Иван Грозный наблюдал, что
происходит на Красной площади.

Тайницкая башня имела колодец – тайник и
потайной ход, который вёл к Москве – реке.

Боровицкая башня стоит на холме, где когда–то
рос сосновый бор. Отсюда начался Кремль.

В Кремле есть дворцы (слайд 9). Один из них –
Большой Кремлёвский. Он предназначался для царей
и императоров. В наши дни здесь проходят важные
государственные мероприятия: встречи
руководителей других государств, награждение
россиян, совершивших подвиги во благо страны.

Резиденция президента страны – дворец, который
раньше назывался Сенат.

Государственный Кремлёвский Дворец был
построен в середине 20 века. Здесь проходят
новогодние ёлки, концерты.

Есть на территории Кремля свои цари (слайд 10).

Учитель: Кто знает, о чём идёт речь? Верно. Это
царь – пушка и царь – колокол. За что они
получили такие названия? (За свои размеры)

Под стенами Кремля располагается Красная
площадь (слайд 11). Почему она так называется?
Давайте прочитаем статью учебника на странице 106.

Учитель: Интересная прогулка? Чтобы у вас
были прочные знания, что надо сделать? (Закрепить
их практической работой).


5. Практическая работа по закреплению
полученных знаний.

Давайте станем на время строителями. Предлагаю
работу в парах. Возьмите конверты, прочитайте
задание и определите критерии оценивания (Приложение 4).


6. Самооценка работы в парах.

Молодцы! с заданием справились хорошо.

7. Рефлексия учебной деятельности.


7. Итог урока.

Учитель: К сожалению, наша виртуальная
экскурсия подходит к концу, но мы с вами в
сентябре следующего года обязательно пойдем на
экскурсию в Кремль. Сейчас я предлагаю вам
составить синквейн.


8. Рефлексия. Синквейн (Приложение
5
)

  1. Кремль
  2. Древний, красивый
  3. Живёт, работает, встречает.
  4. Кремль – сердце Москвы.
  5. Старина.


9. Итог урока.

– Чему был посвящён урок? (Путешествию по
Московскому Кремлю)

– Что нового узнали?

– Были трудности?

– Как их преодолеть?

Учитель: Мы начали урок с разговора о
настроении. Какое сейчас у вас настроение? Вы
довольны своей работой?

– Спасибо вам за работу.


10. Домашнее задание:

Учебник стр.102–108, рабочая тетрадь стр. 47,
творческое задание – подготовить небольшую
экскурсию по Кремлю с маленькой презентацией.

Ссылка на основную публикацию
2018