Марк Твен Приключения Тома Сойера 4-й класс

  • Терёхина Ирина Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе, учитель начальных классов

Цели:

  • Повторить ранее изученные произведения о детях.
  • Ввести в круг чтения учащихся новые
    произведения зарубежных писателей.
  • Учить отбирать в тексте материал для
    характеристики героя (внешний вид, поступки,
    отношение к другим героям, речь)
  • Закрепить литературоведческие понятия «юмор»,
    «литературный герой», «повесть».
  • Сформировать умения читать молча, пользоваться
    поисковым и просмотровым видами чтения.
  • Развивать способность к восприятию красоты
    художественного произведения, его нравственного
    потенциала.

Орг. момент.

Повторение произведений о детях. Работа со
схемой.

— С произведениями каких русских писателей о
детях мы познакомились? (Н. Г. Гарин —
Михайловский «Детство Тёмы», К. М. Станюкович
«Максимка», Д. Н. Мамин — Сибиряк «Вертел»)

(Во время ответов детей учитель прикрепляет на
магнитную доску карточки с фамилиями писателей)

— На прошлом уроке мы начали знакомство с
произведениями зарубежных писателей о детях.
Назовите автора. (Марк Твен)

— Это его настоящее имя? (Псевдоним)

— А настоящее? (Сэмюэл Клеменс) (На доске —
портрет писателя)

— Как называется произведение, которое вы
читали дома? («Приключения Тома Сойера»)


Н.Г.Гарин-МихайловскийОни писали о детяхД.Н.Мамин-Сибиряк
К.М.СтанюковичМарк Твен
Сэмюэл Клеменс

Проверка домашнего задания. Выставка разных
изданий книги, принесённых детьми.

— Вам нужно было не только прочитать данное
произведение в учебнике, но и взять книгу
«Приключения Тома Сойера» в школьной, домашней
или городской библиотеке, принести её в класс.

— Поднимите вверх свои книги.

(К доске вызываются несколько учеников с
разными изданиями книги)

— Что общего у всех книг? (Автор, название)

— Чем отличаются? (Разный год издания,
оформление)

— Давайте посмотрим на самое старое издание
этой книги, сохранившееся в наших библиотеках.
Эту книгу читали ещё наши бабушки и дедушки,
когда были такими же маленькими, как вы сейчас.

— Вспомните, на какие 3 рода делится
художественная литература? (Эпос, лирика, драма)

— К какому роду относится наше произведение?
(Эпос)

— Почему? (Это повесть, присутствует
повествователь, который рассказывает о событиях,
он всё «знает», даже мысли героев и их
переживания)

Сообщение цели урока.

— Цель нашего урока — увидеть позицию автора,
его отношение к изображаемому, осмыслить эту
позицию, согласиться или не согласиться с ней.

— Для того, чтобы понять автора, его идею, мы
должны выявить систему образов произведения. А
что такое «идея»? (Главная мысль, то, ради чего
автор изображает определённые события, создаёт
образы.)

— Какое ещё домашнее задание вы получили? ( По
ходу чтения вычертить систему образов повести,
размещая в ней всех новых героев, появляющихся в
тексте, обозначая их отношение к главному
действующему лицу.)

Работа по учебнику.

— Откройте учебники и тетради со структурной
схемой. Кто в нашем тексте литературный герой —
главное действующее лицо произведения? (Том
Сойер)

(На доске учитель в структурную схему вписывает
первое действующее лицо. Такая же схема
составлена детьми дома, на стрелках — номера
страниц, чтобы можно было быстро найти в тексте
цитаты для характеристики действующих лиц и
отношений между ними)

— О каком событии идёт речь в данной главе?
(Покраска забора)

— В какой день недели разворачивается событие?
(Суббота)

— С чего начинает автор повествование в этой
главе? (С описания пейзажа)

— Как вы думаете, почему?

— Найдите описание в тексте и прочитайте.

— Какие эпитеты использует автор?

— По стечению обстоятельств завтра у нас тоже
суббота, какие планы у вас на завтрашний день? (
Отдохнуть, встретиться с друзьями, погулять,
поиграть с ними)

— Какие ваши ощущения, настроение от
предстоящего выходного дня? (Радость)

— Вот и Том Сойер вышел на улицу с таким же
настроением. И вдруг оно резко меняется.
Прочитайте, как об этом говорит автор.

— В нашей структурной схеме появляется новый
герой. (Джим) Опишите его.

— Какие отношения между Томом и Джимом?

— Что предлагает Том Джиму?

— Какое чувство вызывает у вас это предложение?
(Смех)

— Почему сделка не состоялась?

— Какая новая мысль зарождается у Тома? (Мысль о
подкупе)

— Почему он отказывается от неё?

— Какую тактику выбрал Том для достижения своей
цели? Как автор это описывает? (Вдохновение,
гениальная мысль)

— Наша структурная схема пополняется новым
героем. (Бен Роджерс) Опишите его.

Физминутка.

Чтение по ролям.

— Найдите описание встречи с Беном. Читаем по
ролям.

— В чём проявляется юмор писателя?

— Как Тому удалось трудную работу (покраску
забора) превратить в интересную игру?

Работа с иллюстрацией.

— Рассмотрите внимательно иллюстрацию в
учебнике. Соответствует ли она тому, как Твен
рисует героев, обстановку?

— Насколько важный эпизод выбрал художник для
иллюстрирования? Найдите в тексте отрывок к
иллюстрации и прочитайте.

Характеристика главного героя.

— Кто же такой Том? Каким вы его себе
представляете? (Том — фантазёр и мечтатель, у
него горячее сердце, но ещё более пылкое
воображение, он не может без игры)

— Перечитайте последний абзац. Какой великий
закон человеческих поступков и действий открыл
Том?

— Для кого была написана эта книга? Как об этом
говорит сам автор? Прочитайте.

Итог урока.

— Недостойной, скучной и неинтересной жизни
Марк Твен не принимал никогда — ни для себя, ни
для своих героев. И поэтому никогда не станут
скучными и неинтересными его книги.

— Мы не прощаемся с Марком Твеном. Впереди у нас
знакомство с ещё одним замечательным
произведением — «Приключения Гекльберри
Финна».

Домашнее задание. Выставление оценок.

Ссылка на основную публикацию
2018