Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе

  • Брешева Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

Эпиграф урока:

Домашний дух иль божество,
Всех судит этот идол вещий,
И кажется, что наши вещи –
Хозяйство личное его.

Ш. Бодлер

Слово учителя:

Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это
гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка не
только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и
литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать роль кошки в русской культуре, выделим три составляющих:
образ кошки в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях.

Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По
славянской мифологии, сотворён из рукавицы Девы Марии, «носит сон в рукаве», бережет малых
деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.

Учащийся 6 класса:

У кота ли, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Одеяльце хорошо,
У дитяти моего
Есть получше его.
У кота ли, у кота
Зановесочка чиста,
У мого ли у дитяти
Есть почище его,
Есть почище его
Да покраше его.

Учитель:

А сколько загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок!

Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда
мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Какие приметы знаете вы?

Ну вот, например: «Кошка чешется (умывается) – гостей зазывает (намывает)», «Кошка на человеке
тянется – к обнове», «Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать», «Кто кошек любит – будет
жену любить», «Гордому кошка на грудь не вскочет». А еще почему-то в XIX веке русские считали,
что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет. При помощи кошек пытались предсказывать и
погоду: «Кошка крепко спит – к теплу», «Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью», «Кошка
скребет пол – на ветер, на метель», «Кошка стену дерет – к непогоде», «Кошка лежит брюхом вверх
– к теплу», «Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде», «Кошка лижет хвост, прячет голову – к
ненастью».

Еще в России с кошками связано много пословиц и поговорок: «Кошка да баба – в избе, мужик
да собака – на дворе», «Стар кот, а масло любит», «Ложка не кошка, рта не оцарапает», «Сболтнул
бы коток, да язык короток», «Не все коту масленица, будет и Великий Пост», «Взяло кота поперек
живота», «Что поп, что кот – не поворча, не съест», «Рано пташка запела – как бы кошка не съела»,
«Кошки грызутся – мышам приволье».
(Пословицы в виде раздаточного материала на партах).

Учащийся 11 класса:

Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. По уральским поверьям,
таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат
из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает
уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии
выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. С кошкой связано множество суеверий: черная
кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы
могут превращаться в чисто белых или черных кошек.

Попробуем же определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных
верованиях и художественных произведениях.

В славянской мифологии кошка выполняет четыре функции:
«кошка-демон»; «кошка-домовой»; «кошка-творец» и «кошка-разрушитель»;
«кошка-проводник».

Учащийся 10 класса:

Условно первую группу назовём «кошка-демон». В мифологии кошка выступает как
воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом
кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка
выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки
чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот
Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего
«Котища-вытращи глазища», угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить
мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие
– наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим
и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот
Котофеич, Котофей Иванович и др.

Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового.

Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с
хозяйством.

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не
случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя
пустить «хозяйку» – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает
порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не
одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка
настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а
именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.

Учащийся 11 класса:

Третья группа: фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в
славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так,
существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и
поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.

Пушкинский учёный кот, ходящий «по цепи кругом» – милое и безобидное существо по
сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает
сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд».

Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты
сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что
Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему,
с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает
железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец
к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ
волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он
был заимствован А.С.Пушкиным. Образ кота ученого – неотъемлемого представителя сказочного
мира – он ввел в Пролог поэмы «Руслан и Людмила».
(учащийся 6 класса читает пролог из поэмы).

Учащийся 11 класса:

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных
учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает
наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и
избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.

В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и
потусторонним миром.

Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается,
что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и
кошка. Не видя и не ощущая вокруг нас злых духов, мы никак не связаны с иным миром, в отличие
от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в «наш» мир существ из «иного» мира.

Мир зверей может быть интересен и сам по себе, но в сказках он «одухотворён и домыслен
человеческим воображением».

Что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера
бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена», где человек продаёт кошку на
корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает
«корабельнику», к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства
преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин –
«корабельник» – продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что
здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в
большинстве других сказок она действует как человек.

Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на
лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

Учащийся 6 класса:

У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот
стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они
поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо
быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал,
да так, что волку и медведю слышалось «мало». Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он
пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот
прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе
жить стали припеваючи.

В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Какой бы ни была кошка, она
совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и подстраивает всё так, как ей удобно. И
это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки
«Кот, петух и лиса», где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает
его и в конце концов наказывает лису.

В сказке «Баба Яга» кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду,
за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской
культуре не встречается нигде, кроме сказок.

Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у
хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные
поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному
окрасу, то это свидетельствует о мистических чертах кошки.

Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – «кошка-помощник». Несмотря на
это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков
далеко не всегда ясны.

Учащийся 11 класса:

Древнейший литературный жанр, в котором издавна «поселились» кошки, – это басни,
начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века.

Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство:
«Свирепый тот мучитель-кот!» (А. Сумароков. «Кот и Мышь»), «:под видом кротости он враг
наш» (И. Дмитриев. «Петух, Кот и Мышонок»), «:коты и все умны, но только лицемерны» (А.
Измайлов. «Чёрный Кот»), «Что тягостно уму, того не нужно знать» (В. Жуковский. «Кот и
зеркало»), «Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера» (В.
Пушкин. «Кот и Моська»), «Худые песни соловью в когтях у кошки» и «А Васька слушает да ест»
(И. Крылов. «Кошка и Соловей», «Кот и Повар»).

Инсценирование басни С. Михалкова «Коты и мыши» учащимися 6 класса:

Кот Тимофей – открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
«Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался…
Уж ты меня, дружище, извини!»
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но… подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!..
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
«Вот так, брат, и живем… – мурлыкал кот Василий, –
Обходимся, как видишь, без мышей!»
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!

Учащийся 10 класса:

В повестях Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и «Майская ночь, или
Утопленница» нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. «Привез
сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была
молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши…
Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в
своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к
ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, –
кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит
ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла.

На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу – лапа с железными когтями
отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей
молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха
ее ведьма и что она ей перерубила руку».

Кошку-демона мы видим и в повести «Вечер накануне Ивана Купала»:
«Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и
с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не бесись, не бесись, старая чертовка!» –
проговорил Басаврюк: Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное
яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи».

В другой гоголевской повести «Старосветские помещики» кошка не является
самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая
картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах
животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков
развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое
значение кошечки связано с мотивом смерти.
«Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась.
Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день:
слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: «Кис,
кис!» – и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она
несколько уже дней не брала в рот никакой пищи.
:Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в
окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее.
Задумалась старушка. «Это смерть моя приходила за мною!» – сказала она сама в себе, и
ничто не могло ее рассеять».

Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой.

Таким образом, «в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на
живое и мёртвое».

Сильнейшее развитие в XX веке образ кошки получил в романе «Мастер и Маргарита»
М.А.Булгакова: речь идет о коте Бегемоте. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге
Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом
сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная.

Вообще, образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная,
восходящая к средневековому изображению сатаны. Шут не имеет смысла существовать,
поскольку у него нет собственного «Я», нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет
пародирования (подражания) другим, но на деле его самость – это только ворох масок.

Собственно, Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в «Мастере и
Маргарите» только шутит, паясничает, скоморошничает.

Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из
свиты Воланда.

После просмотра фрагмента фильма реж. Бортко «Мастер и Маргарита» анализ эпизода
учащимся 11 класса:

Стихия Бегемота – огонь. В сцене перестрелки в квартире №50 автор ярко указывает на
магические умения кота: он вводит в заблуждение сотрудников НКВД, притворяясь мертвым,
перед этим Бегемот предостерегает их: «Сижу, никого не трогаю, починяю примус:», когда же
они его не слушают, устраивает скоморошью перестрелку, после чего, по стандартной схеме,
пожар.

Отдельного разговора заслуживают взаимоотношения Геллы и Маргариты с котом. Издавна
русская мистическая мысль приписывает ведьме обладание черным котом как обязательным
магическим агентом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников (как и в русских
народных сказках; иногда кот помогает пленнице вырваться), добывает нужные травы и грибы.
Бегемот постоянно крутится вокруг Геллы, а на балу – вокруг Маргариты. Булгаков не отходит от
русского фольклора в этом вопросе, т.е. используется древний тип «Ведьма с Черной Кошкой».
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и
большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост
у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом,
потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом,
какой существовал когда-либо в мире».
Я думаю, «Московские главы» романа – это репетиция Страшного суда в представлении
Булгакова. И Бегемот – мелкий хулиган, превращающийся в жестокого разрушителя – будет на
нем не лишним:

Учащийся 11 класса:

Осмыслив роль образа кошки в художественной литературе, приходим к выводу о том, что
он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую,
более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный
путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в
произведениях русской и мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего
очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.
Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром.
Поэтому становится понятно, почему в литературе появляются женская и
мужская «кошачья» темы. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и
загадочным.

Итог урока.

Ссылка на основную публикацию
2018