Открытый урок внеклассного чтения по сказке А.Погорельского Черная курица

  • Добрынина Ангелина Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • раскрытие идейного содержания сказки через анализ текста;
  • углубление знаний о литературной сказке;
  • развитие монологической и диалогической речи учащихся; развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать; развитие навыков выразительного чтения; расширение словарного запаса;
  • формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей; выявление актуальности произведения для современных школьников;

Оборудование:

  • презентация, приложение №1
  • видеофильм “Чёрная курица” приложение №2, приложение №3

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей, которые настроены доброжелательно. Не бойтесь, активно работайте.

II. Постановка цели:

И урок у нас сегодня тоже необычный, мы отправимся в путешествие по сказке

Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»,

Мы встретимся с мальчиком Алёшей и поговорим о том, какая загадочная история произошла с ним, работая с текстом произведения, постараемся сделать вывод о том, как он повел себя в различных, порою сложных ситуациях. Какие мы для себя можем сделать выводы.

(Записываем тему урока в тетрадь)

III. СЛАЙД 1

Ребята, посмотрите на экран, перед вами портрет А.Погорельского. С интересными фактами биографии писателя нас познакомит Тимур.

На столах у вас лежат информационные карты с основными фактами биографии. Знакомимся с биографией, а затем побеседуем.

– Какие факты биографии вам особенно запомнились?

(ответы учащихся)

СЛАЙД2

Для кого было написано это произведение?

(Произведение написано для племянника, будущего писателя Алексея Константиновича Толстого)

– К какому жанру его можно отнести ?

( литературная сказка, т.к. у неё есть автор)

– Докажите, что это сказка.

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.)

IV. Работа с текстом

Ребята, я хочу пригласить вас в сказку.

СЛАЙД 3

Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

Что это за здание?

(пансион)

Ребята дайте определение слову «пансион»

(школа с общежитием для учеников)

– Ребята давайте найдем в нашем «путеводителе» по сказке – это в тексте описание пансиона, зачитайте (стр. 114)

СЛАЙД 4

какие незнакомые слова вам встретились в этом отрывке?

(дортуары, сени) – дать им определение

дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор.

А во всем тексте?

(Шандал – подсвечник, рукомойник – умывальник,)

– Эти слова, ребята, вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами.

Эти слова помогают нам оказаться в той исторической эпохе, о которой идет речь.

СЛАЙД 5

Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. Какой он, зачитаем его описание (стр 115)

-Что мы узнаем о нем в начале произведения. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
  2. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)
  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
  5. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простыня на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  7. Куда привела курица мальчика? ( в подземное царство)
  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

Ребята, молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, справились с этим заданием.

СЛАЙД 6

А сейчас мы более подробно поговорим о нашем герое. Проанализируем эпизоды, которые помогут нам лучше понять его характер.

Давайте посмотрим кадры из мультфильма, которые помогут увидеть Алешу до момента получения волшебного зернышка.

– каким знали Алёшу в пансионе? Об этом нам расскажет……

(Сообщения на основе мультфильма)

Вывод: Скажите, за что его любили сверстники?

Слайд 7

А сейчас, ребята, мы обратимся к следующему важному эпизоду – спасение Чернушки.

Найдите этот эпизод и прокомментируйте его.

Как назвал Алёшу автор?

(избавитель)

– Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”

(спаситель, освободитель, заступник)

– Как бы вы оценили поступок героя?

(мальчик совершил благородный поступок)

Вывод: Какие качества главного героя проявились здесь?

(твёрдость, щедрость).

– Как Чернушка его отблагодарила?

(повела в подземное царство) –

СЛАЙД 8

Третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за это заслуживаешь награду.

что он попросил? Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?

(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)

Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко, которое освободило его от труда. Сейчас мы посмотрим кадры из мульт-ма, которые покажут нам Алешу после получения зернышка. Обратите внимание, какие изменения произошли с героем.

Как же изменился наш герой?

СЛАЙД 9

Сообщение Алеша после получения зернышка

Вывод: Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?

СЛАЙД 10

Итак, ребята, на слайде находятся пронумерованные слова, которые характеризуют нашего героя. Какие слова вы бы использовали, характеризуя героя до того момента, как он получил зернышко и после него. Распределите эти слова в два столбика

  1. Добрый
  2. Жестокий
  3. Ласковый
  4. Упрямый
  5. Общительный
  6. Самолюбивый
  7. Гордый
  8. Дерзкий
  9. Любознательный
  10. Застенчивый
  11. Непослушный
  12. Скромный

СЛАЙД 11

  • Проверим, как вы распределили слова. Самопроверка. Показываю правильный вариант ответа.

До получения зёрнышка

1.Добрый
3.Ласковый
5.Общительный
12.Скромный
10.Застенчивый
9.Любознательный

После получения зёрнышка

2.Жестокий

4.Упрямый
11.Непослушный
6.Самолюбивый
7.Гордый
8.Дерзкий

– Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Не даром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

СЛАЙД 12

– Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло!

Чтобы ответить на вопрос: что победит в этой сказке: добро или зло, мы вспомним заключительные эпизоды сказки.

Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)

– Почему изменилось отношение детей к Алёше?

(стал гордым, высокомерным, заносчивым)

– А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?

(он потерял волшебное зёрнышко)

Анализ эпизода “Потеря конопляного зёрнышка”.

– Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?

(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)

– А какие выводы вы для себя сделали?

– Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).

– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода?

– Как вы понимаете смысл слов учителя:“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”?

(Надо развивать таланты, данные нам).

– Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?

(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться. Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

– Побеждает ли добро зло?

– Каким образом?

Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вывод

А сейчас я, наверное, вас удивлю.

– Много лет спустя Антоний Погорельский в письме к племяннику Алексею признался, что история, изложенная в сказке, не вымысел, а страшная быль, случившаяся с ним самим в детстве во время пребывания в петербургском пансионе. Погорельский писал племяннику: « Предательства своего, глупости, гордыни и самонадеянности я и по сей день себе не простил.» С тех самых дней, по словам автора, он решил отдавать все свои силы служению Отечеству.

– Ребята, чему учит сказка Погорельского?

-Что вы для себя взяли, познакомившись с ней?

-Пройдут годы, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.

-Вы хорошо работали. (Оценки за работу на уроке.)

V. Домашнее задание

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.



Ссылка на основную публикацию
2019