Роль символов в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

  • Власова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока: сформировать целостное
представление о романе М.А. Булгакова “Мастер и
Маргарита”, воспитывать человеческое в
человеке, развивать ассоциативно-логическое
мышление.

Оборудование: мультимедиа, компьютеры (с
текстами романа М.А.Булгакова “Мастер и
Маргарита”), отрывки из кинофильма по роману
М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, аудиозапись
романа.

Методы и приёмы:

  • проблемный,
  • исследовательский.

Домашнее задание: Знать содержание всего
романа. Перечитать указанные учителем главы,
определить значение деталей, встречаемых в них.

I группа – Часть 1. Глава 1 “Никогда не
разговаривайте с неизвестными”.

Часть 1. Глава 2 “Понтий Пилат” и глава 16
“Казнь”

II группа – Часть 2. Глава 26 “Погребение”,
Часть 2. Глава 30 “Пора! Пора!”

Часть 2. Глава 31 “На Воробьёвых горах”, глава 32
“Прощение и вечный приют”

III группа – Выявить наиболее часто
встречаемые в тексте романа цвета, дать им
психологическую характеристику. См. Приложение 1.


Ход урока

1. Введение. Мотивация

После прочтения романа некоторым это
произведение покажется фантастичным, других
привлекут отношения Мастера и Маргариты, третьи
сочтут, что роман полон мистического,
необъяснимого.

/Запись на экране мультимедиа./

Мистика – 1. Вера в божественное, в таинственный
смысл, сверхъестественный мир и в возможность
непосредственного общения с ним.

2. Нечто загадочное, необъяснимое.


2. Постановка проблемы. Сообщение темы урока,
эпиграфа

– В каком же значении слово мистика
раскрывается на страницах произведения? Ответ на
этот вопрос мы попытаемся получить сегодня на
уроке, рассматривая и находя символы в романе и
пытаясь объяснить, в чём заключается их функция в
произведении.

– Итак, тема сегодняшнего урока “Роль символов
в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. А
эпиграфом к уроку мы возьмём слова М.А.Булгакова:
“Каждому будет дано по его вере…”


3. Новый материал

– “Каждому будет дано по его вере”, –
утверждает Булгаков устами Воланда. Как вы
понимаете значение слова “вера”?

(Убеждённость, уверенность в ком-чём-нибудь;
убеждённость в существование Бога, высших
божественных сил.)

– Во что верит Иешуа? (в добро)

– Во что верит Понтий Пилат? (в силу власти)

– Во что верят москвичи? (в советскую власть, в
самих себя)

– Во что верит Маргарита? (в силу любви)

– Во что верите вы? (самостоятельные ответы
учащихся)

– Во что верил Мастер? (в свой талант)

– Но он сжег свой роман, значит, потерял эту
веру.

Страшно потерять веру, страшно этой веры
никогда не иметь, что свойственно Ивану
Бездомному в начале романа. Но совсем страшно,
когда человек сознательно отдает себя служению
мнимым ценностям, понимая их ложность, что
свойственно Берлиозу.

– Всякая вера имеет свой предмет, т.е. человек
не просто верит, а верит во что-то.

Предметом же религиозной веры является
сверхъестественное, которое не подчиняется
законам окружающего мира, находится по ту
сторону и нарушает их естественный ход.

– Приведите примеры сверхъестественного,
выходящего за рамки обычного, которые
встречаются в романе.

(Необычное появление иностранца, предугаданная
смерть Берлиоза, злополучная квартира,
представление в варьете, удивительные
перемещения героев и т.д.)

– А между тем, всё развивалось банально просто:

//Прослушивается отрывок из аудиокниги до
слов: “Этого не может быть!..” //(4 мин.)

– К чему может привести разговор атеистов по
поводу существования Бога? Конечно же, к тому, что
Бога нет. Но так ли это? Усомниться в собственной
правоте очень сложно…

Чтение эпизода. Читает учитель.

“-…Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же
управляет жизнью человеческой и всем вообще
порядком на земле?

– Сам человек и управляет, – поспешил сердито
ответить Бездомный на этот, признаться, не очень
ясный вопрос.

– Виноват,– мягко отозвался неизвестный, – для
того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь
точный план на некоторый, хоть какой-нибудь
приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же
может управлять человек, если он не только лишен
возможности составить какой-нибудь план хотя бы
на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в
тысячу, но не может ручаться даже за свой
собственный завтрашний день?”

– Что же заставит людей поверить в
необъяснимое? (То, что они сами удостоверяются в
существовании этого необъяснимого.
)

– А после в их душе появляется сомнение и вера в
существование необъяснимого.

– Необъяснимое происходит в вполне реальных,
обычных условиях, но за этой обычностью нужно
увидеть исключительность ситуации.

– Когда Воланд и его свита появляются в городе?

(За неделю до Пасхи, в момент разговора между
Иваном Бездомным и Берлиозом о существовании
Бога.)

– Как изображается природа в момент, когда
казнят Иешуа Га-Ноцри и когда Мастер покидает
землю? (Картина повторяется.)

– Специфика религии, верования проявляется в
том, что предметы и объекты верования
приобретают в ней символический характер.

Символ – особая разновидность знаков,
обладающий частичным сходством с обозначаемым
предметом.

Выделим символы из нескольких эпизодов романа.

Работа в группах. Выступление групп

/Дома учащиеся должны были перечитать данные
главы, выделить основные символы (это может
сделать и учитель) и попытаться их объяснить./

Первая группа.

Часть 1. Глава 1 “Никогда не разговаривайте с
неизвестными”

Жаркий закат – приближение смерти.

Деревья – символ жизни, познания добра и зла.

Знойный воздух – символ невидимого мира,
символ свободы.

Вода – учение Христа, привлекает жаждой и
распространяется по всей земле.

– Сделаем вывод по этой главе. Что стремился
донести до читателей автор, используя данную
символику?

Вывод: человек в своей жизни должен стремиться
познать добро и зло, но не умереть духовно,
наслаждаясь своей свободой, а утолить свою жажду,
следуя учению Христа.

Учитель: Банальное стечение обстоятельств.
Берлиоз и Бездомный встречаются при жарком
закате, прячась от него в тени деревьев, знойный
воздух заставляет их утолить жажду.

Часть 1. Глава 2 “Понтий Пилат” и глава 16
“Казнь”

Зелень сада – символ возделанного сознания.

Солнце – небесный глаз, ведёт к очищению и
страданию, солнце – символ Христа, по символике,
идущей из Книги пророка Малахии.

Гроза начнётся к вечеру – очищение земли

Волосок – символ силы.
Город – символ цивилизации.

Луна – сила, управляющая превращениями в
природе. Новолунию приписывались магические
средства исцеления от болезней, а полнолунию –
активизацию тёмных сил.

Ночь – один из символов умирания, ночь души.
Кровь – символ места души и жизненных сил.
Крест – образ Страстей Господних.

– Эта ершалаимская глава тоже полна смысла.

– На чём основано сознание человека?

(На вере.)

– Но все ли способны к истинной вере?

– Что влияет на это?

(Слабость воли, души.)

– Что человек получает за своё нежелание
постичь истинную веру?

(Урок жизни.)

Вывод, к которому должны прийти сами ученики:
сознание человека основано на вере, но человек
слаб душой, грешен, цивилизация парализует его
активность, а за этим следует расплата.

Вторая группа

Часть 2. Глава 26 “Погребение”

Пёс-символ преданности и верности, страж
загробного мира.

Тишина – одиночество

Мрак– один из символов умирания, ночь души.

Деньги-символ материального благополучия.

– Значение ершалаимской главы второй части…

– Многие люди, стремясь к материальному
благополучию, теряют главное. Что?(душу)

– И взамен получают…( вечные страдания,
одиночество)

– Которые преследуют их где? В какой жизни?

Вывод: материальное благополучие не всегда
спасает душу, человека преследует одиночество,
недоверие к людям.

Часть 2. Глава 30 “Пора! Пора!”

Огонь – символ очищения.

Вино – источник воодушевления, энергии и
опьянения.

– Кто нуждается в очищении?

– В чём он пытается найти утешение?

– Он достигает желаемого успокоения?

– Что же ему нужно сделать, чтобы обрести покой?

Вывод: вечно мятущийся, неспокойный,
нерешительный грешник должен найти в себе силы и
очиститься от тех неправедных дел, которые он
совершил.

Часть 2. Глава 31 “На Воробьёвых горах”, глава 32
“Прощение и вечный приют”

Тьма – один из символов умирания, ночь души.

Гроза – жизненная сила, проливающаяся с неба,
символизирует благословение и откровение Бога,
может быть проявлением гнева Бога.

Разноцветная радуга пила воду из Москвы-реки –
символизирует связь между небом и землёй.
Согласно Библии радуга была создана Богом после
всемирного потопа, как знак его обещания никогда
не насылать на людей потоп.

Река – символ необратимого потока времени,
потерь и забвения.

Туманы – неясное будущее
Тишина – одиночество
Вечный дом – Космос, небытие
Свечи – символизируют каналы связи с Богом,
Космосом, другими мирами.
Сон-смерть, забвение.

– Особым значением полны последние главы.

– Человек предполагает, а Бог располагает. Эта
народная мудрость помогает постичь суть данной
главы.

– Что вечно? (космос, поток времени, небытие)

– Остальное все взаимодействует друг с другом.

– Человек частица этого сложного механизма,
которая находится в неведении и подвергается
испытаниям. Каким?

Вывод: поток времени не остановить, как не
разорвать связи между землёй и небом, человек
может многое приобрести и многое потерять, и
только небытие вечно, оно всё предаёт забвению.

Третья группа

– Если проследить по тексту, различные цвета и
их оттенки встречаются в произведении очень
часто, а некоторые из них повторяются постоянно.
В романе такого писателя, как Булгаков, это не
случайно. Давно известно, что цвета окружающего
мира по-разному действуют на людей. Обилие
всевозможных оттенков помогает эмоционально
настроиться на восприятие романа.

– Вы должны были выделить наиболее часто
встречаемые в тексте цвета. Дать психологическую
характеристику цвету.

Жёлтые цветы в руках Маргариты, яркий солнечный
цвет, блеск глаз героев, желтоватое лицо
прокуратора… Психологи говорят, что жёлтый цвет
– это символ лёгкости, непринуждённости,
общительности, раскованности, смелости и
любознательности.

Одним из самых повторяющихся является красный
цвет. В романе он имеет множество оттенков,
поэтому и трактоваться может по-разному.
Кровавый цвет густого красного вина, которое
пьёт прокуратор. Красный цвет означает начало
активности (повышается пульс, поднимается
давление, учащается дыхание),страдание,
возвышение, любовь. Белый плащ с кровавым подбоем
– соединение противоположностей в человеке.
Тёмно-красная невысыхающая лужа у ног
прокуратора свидетельствовала, что грех его
неискупим, что он должен вечно жить, помня о том,
что совершил. Розовое масло, запах которого
ненавидел прокуратор -нехороший день.

В романе встречается ещё и зелёный цвет.
Зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и
травы – отдых для Понтия Пилата. Зелень сада
исчезает, меркнет, когда Пилат принимает решение
Синедриона о казни Иешуа , он начинает ненавидеть
не только город, но и сад, в котором любил
предаваться размышлениям.

Возможно, голубой и синий цвета – символы
истины. Голубая дорога, которая снилась
прокуратору Иудеи когда-нибудь приведёт его к
истине. Голубой хитон Иешуа уже настраивает
на то, что он несёт истину.

Остальные цвета в тексте тоже не случайны.
Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность(Чёрные
кони несут в неизвестность, чёрный плащ мастера
– какую судьбу он пророчит? Чёрный кот,
трость с чёрным набалдашником в виде головы
пуделя,чёрная туча, которая окутывает город…)

Контрастный чёрному белый цвет – символ
чистоты, невинности, но в то же время скорби и
печали (белая повязка с ремешком вокруг лба на
голове Иешуа, белые халаты врачей в клинике для
умалишенных). Чёрные, пустые глаза Азазелло,
белое, холодное лицо – лишен души, мёртв душевно.
Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный-

В романе встречается и серый цвет. Например,
одежда иностранца (серые костюм, туфли).Этот
цвет характерен для эмоционально скованного
общества. “Серый” человек боится громко заявить
о себе, не желает себя выдавать. А герой, конечно,
не таков. Да, герой хотел на время быть
незаметным.

Булгаков удивительно метко пользовался
возможностями цвета как символа. Например, в
эпилоге опять появляются зелёный, чёрный, синий
(лунный) цвет.

// Просмотр эпизода по главе 32.//


4. Подведение итогов урока

– В окончательном варианте романа Левий Матвей
говорит Воланду: “Он (то есть Иешуа) прочитал
сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с
собою Мастера и наградил его покоем”. Между тем в
раннем варианте романа (“Великий канцлер”, 1934)
Воланд исполнял приказ Иешуа. Почему приказ
сменился просьбой? (По Булгакову, в мире зла
столько же, сколько и добра.)

– Почему мастеру дарован покой, а не свет?(В
какой-то момент он испугался жизни: отказался от
любви, от борьбы, от Маргариты; заставил её
страдать, возненавидел свой роман. Он
отказывается от своего призвания художника, он
предал любовь – высшую ценность для Булгакова.)

– Что символизирует свет?(Высшая награда в
мире Иешуа, вера до конца, это преданность своим
убеждениям, это беззаветная любовь и
самоотречение
.)

– Кто из героев романа достоин света?(Маргарита,
именно она отрекается от себя ради спасения
возлюбленного
).

– Вспомните знаменитую сцену в Варьете. Что
думает Булгаков о природе человека? Добр ли
человек, по мнению писателя, или зол? (Зол.)

– Что же делает его добрым?(Добро, идущее от
другого человека. То есть то, чего так не хватает
“московскому” обществу.)

– Означает ли призыв писателя к милосердию, что
нужно прощать всех подряд, независимо от того,
раскаивается человек или нет? Можно ли найти
ответ на этот вопрос в тексте романа?

– Да, Булгаков стремится, чтобы люди стали
добрее, тем самым, провозглашая заповедь Господа:
“Возлюби ближнего своего”.

– В чём же тогда убеждает нас Булгаков,
прибегая к мистификации?(Мистификация –
намеренное введение в обман, в заблуждение.)

– “Каждому будет дано по его вере”, –
утверждает Булгаков устами Воланда. Убеждает в
существовании необъяснимого, божественного, в
существовании Бога.

– Воланд фигура загадочная и потому
привлекательная именно своей загадочностью. Но в
романе Булгакова она второстепенна, без нее не
завертелся бы сюжет, не выявились бы
отвратительные картины “советской”
бездуховности.


5. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: “Воланд со своей свитой
наказали тех, кто на самом деле этого был достоин,
сделав из них прямо противоположные личности.
Иешуа ведь, в сущности, тоже наказал Пилата: он
наказал его муками совести. Подумайте, одинаково
или по-разному влияют на людей эти два вида
наказания?”

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ссылка на основную публикацию
2018