Урок литературного чтения в 4-м классе по теме Стихотворение И.А. Бунина Листопад

  • Бойко Елена Андреевна, учитель начальных классов

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова.

3. Введение в тему.

1. Загадка.

— О каком времени года будем читать
стихотворение?

Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка
Убирает, веет,
Косит,
Урожай в амбары носит.

(осень)

2. Речевая разминка.

Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

— Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте,
какое слово надо добавить?
— Как образовалось слово “листопад”?
— Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
— Прочитайте с вопросительной интонацией на этих
словах.
— Прочитайте с утвердительной интонацией,
выделяя голосом имена существительные.

3. Слово учителя об И.А.Бунине.

— Мы начинаем знакомство с творчеством Ивана
Алексеевича Бунина.

Иван Андреевич Бунин родился 22 октября 1870 года
в имении своих родителей под Воронежем, в
центральной части России, в родовитой, но
обедневшей дворянской семье. Он рос среди “моря
хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой
тишине”. Впитывая от родителей, от дворовых
предания и песни, он рано обнаружил
артистические способности и редкую
впечатлительность. Писать Иван Алексеевич
начинает рано, семи – восьми лет, подражая
А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

В 11лет Иван Бунин поступил в гимназию, но,
проучившись меньше четырех классов, был вынужден
ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за
обучение. Курс гимназии, а частью и университета,
проходил дома под руководством старшего брата
Юлия.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому
зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану
Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое
первое стихотворение. А уже через четыре года
вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только
стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо
знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой,
покинул Россию и стал жить во Франции. В
эмиграции говорили о нем как о первом среди
современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в городе
Грассе, жадно следил за военными событиями,
бедствовал, прятал от гестапо в своем доме
евреев, радовался победам советских войск.

В 1933 году, когда Ивану Андреевичу Бунину
исполнилось 63 года, он стал лауреатом
Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся
литературные произведения).

Последние годы Бунин провел в бедности. Он
очень тосковал по родине, но не вернулся – в
возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и
похоронен на русском кладбище
Сент-Женевтев-де-Буа.

Еще при жизни Бунина вышло одиннадцатитомное
собрание его сочинений.

4. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”. Запишите
тему урока в тетрадь.

5. Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем парке листопад.

6. Работа над стихотворением “Листопад”.

1. Творческая работа.

— В нашем классе сегодня тоже листопад.
Посмотрите, у вас на партах листья. Обведите
листочек в своей тетради. Напишите в нем, что вы
представили, когда услышали слово листопад. (Чтение
записей учащихся.)

2. Знакомство со стихотворением И.А.Бунина.
Выразительное чтение учителем.

— А теперь послушайте, как Бунин описывает
листопад. (С закрытыми глазами.)
— Что вы представили, когда слушали
стихотворение?

3. Словарно – лексическая работа.

— Объясните значение слова завороженный
очарованный, околдованный.
— Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Золотой – желтый, изумительный;
Багряный – красный.

— Подберите антонимы к слову замирает
возрождается, оживает.
— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой//
вступает в пестрый терем свой”.
— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой
буквы? Чего он достигает необычным изображением
осени?

4. Работа над содержанием стихотворения.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и
скажите, что напомнил осенний лес И.А.Бунину? (Терем
расписной).

— Выпишем сравнения, которые помогают нарисовать
образ леса – терема.

Лес – терем расписной.
Лес стоит стеной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Пустая поляна – широкий двор.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.

— Какие эпитеты использует автор? (Терем
расписной, сонная поляна.)

— Какие слова помогают автору показать, что в
осеннем лесу наступает тишина? (мертвое
молчанье, можно в этой тишине расслышать листика
шуршанье).

— Как образ шуршащего листика усиливает ощущение
наступающей тишины?
— Как можно догадаться, что красота осени
недолговечна?
— Почему в стихотворении несколько раз
повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать
Бунин своим читателям?

5. Подготовка к выразительному чтению
стихотворения учащимися.

— Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте,
какое настроение передадите при чтении? Почему?

Чтение стихотворения учащимися вслух.

7. Итог урока.

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
(восхищение, грусть).

Домашнее задание: подготовиться
выразительно читать стихотворение “Листопад”,
нарисовать иллюстрацию к нему.

Ссылка на основную публикацию
2018