- Солопова Светлана Николаевна, учитель химии
Цель:
- Обобщить, углубить знания по теме.
- Совершенствовать практические навыки, умения
решать экспериментальные задачи. - Развивать интерес к предмету.
Оборудование: Пробирки, гидроксид натрия,
хлорид натрия, соляная кислота, фенолфталеин,
метилоранжевый, предметный столик,
металлический натрий, химический стакан с водой,
воронка, серная кислота, хлорид бария, проектор.
Ход урока
Презентация.
Слайд 1
Учитель: Сегодня обобщающий урок по теме
“Основные классы веществ неорганической
химии”. Мы совершим путешествие в королевство Ее
Величества “Реакции”. Это будет непростая
прогулка. В дороге нас ждут испытания, преодолеть
которые можно, применив знания, полученные на
уроках химии.
Цель путешествия – обобщить и
проконтролировать знания по теме, а также
практические умения по распознаванию веществ. В
дорогу, друзья!
Слайд 2
Наш путь лежит через заколдованный химический
лабиринт. Чтобы дойти до финиша начните путь по
лабиринту с верхней левой клетки. Если суждение
вписанное в клетку верно, то продолжите путь по
стрелке см. обозначением “да”, если ошибочное,
то по стрелке “нет”.
Полученное задание ученики выполняют в парах.
По сигналу учителя игра прекращается, работы
берутся на проверку. Один из учеников на экране
красным флажками отмечает путь движения. За
верно выполненное задание ученики получают
“химоны”, красные – тем, кто справился с
заданием, синие – тем, кто верно двигался, но не
успел достичь финиша, желтые – тем, кто допустил
ошибки.
Учитель: Молодцы, ребята! С заданием
справились, но кое-кто сбился с пути. Поможем им
выбраться из лабиринта.
Слайд 3
Полюбуйтесь “волшебным цветком”. Этот
цветок поможет продолжить путешествие в полном
составе. На его лепестках изображены формулы
неорганических веществ. Выпишите формулы: а)
оксидов, б) кислот, в) оснований, г) солей и дайте
им названия.
Ученики, не справившиеся с первым заданием,
выходят к доске выписывать формулы.
Слайд 4
Учитель:
Опять мы все вместе:
И снова спорим мы с судьбой
Уж мы такие люди,
И снова мы готовы в бой,
Хотя он трудным будет.
Нас ждет еще одно испытание, чтобы открылась
дверь в королевство “Реакции” вы должны
разгадать загадки:
Слайд 5
Смущает меня щелочная среда, краснею:
Но, если вокруг кислота
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я -:(фенолфталеин)
Слайд 6
Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Слайд 7
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон (метилоранжевый)
Слайд 8
За правильные ответы учитель раздает
“химоны”.
Загадка-эксперимент.
Слайд 9
Распознавать в каком стакане, какое вещество,
если известно, что в одном из них- гидроксид
натрия, в другом- вода, в третьем- соляная кислота.
Слайд 10.
Учитель: Все трудности позади. Путь в
королевство “Реакции” открыт.
Учитель брызгает распылителем на лист ватмана,
прикрепленный к доске, и на нем проступает
надпись – РЕАКЦИЯ.
Учитель: Я покажу вам серию химических
реакций. Ваша задача – составить цепочку
превращений.
Эксперимент
- Подкрасить воду фенолфталеином.
- Опустить кусочек натрия в воду.
- Прилить серной кислоты.
- Добавить хлорид бария до выпадения осадка.
Ученик записывает цепочку превращений на
доске, учащиеся проверяют правильность
составления цепочки по экрану:
Слайд 11
Na -> NaOH -> Na2SO4 -> BaSO4
2Na + 2H2O= 2NaOH + H2O
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
Na2SO4 + BaCl2= BaSO4 + 2NaCl
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Слайд 12 Учитель с учениками выясняет правила техники Домашнее задание: Слайд 13 Разгадать предложенный кроссворд, составить Слайд 14 Учитель: Предметов всех не перечесть
Объявляется конкурс- химическая пантомима.
Приглашаются 2 ученика, которым выдаются
карточки с заданием:
спиртовкой?
резко пахнущих веществ?
безопасности и подводит итоги урока. Объявляет
оценки в зависимости от количества полученных
“химонов”
свой по образцу.
Но выбор наш не труден,
Мы славим химию, что есть
Но трижды ту, что будет!