Урок – общественный смотр знаний в 8-м классе

  • Солопова Светлана Николаевна, учитель химии

Цель:

  • Обобщить, углубить знания по теме.
  • Совершенствовать практические навыки, умения
    решать экспериментальные задачи.
  • Развивать интерес к предмету.

Оборудование: Пробирки, гидроксид натрия,
хлорид натрия, соляная кислота, фенолфталеин,
метилоранжевый, предметный столик,
металлический натрий, химический стакан с водой,
воронка, серная кислота, хлорид бария, проектор.

Ход урока

Презентация.

Слайд 1

Учитель: Сегодня обобщающий урок по теме
«Основные классы веществ неорганической
химии». Мы совершим путешествие в королевство Ее
Величества «Реакции». Это будет непростая
прогулка. В дороге нас ждут испытания, преодолеть
которые можно, применив знания, полученные на
уроках химии.

Цель путешествия — обобщить и
проконтролировать знания по теме, а также
практические умения по распознаванию веществ. В
дорогу, друзья!

Слайд 2

Наш путь лежит через заколдованный химический
лабиринт. Чтобы дойти до финиша начните путь по
лабиринту с верхней левой клетки. Если суждение
вписанное в клетку верно, то продолжите путь по
стрелке см. обозначением «да», если ошибочное,
то по стрелке «нет».

Полученное задание ученики выполняют в парах.
По сигналу учителя игра прекращается, работы
берутся на проверку. Один из учеников на экране
красным флажками отмечает путь движения. За
верно выполненное задание ученики получают
«химоны», красные — тем, кто справился с
заданием, синие — тем, кто верно двигался, но не
успел достичь финиша, желтые — тем, кто допустил
ошибки.

Учитель: Молодцы, ребята! С заданием
справились, но кое-кто сбился с пути. Поможем им
выбраться из лабиринта.

Слайд 3

Полюбуйтесь «волшебным цветком». Этот
цветок поможет продолжить путешествие в полном
составе. На его лепестках изображены формулы
неорганических веществ. Выпишите формулы: а)
оксидов, б) кислот, в) оснований, г) солей и дайте
им названия.

Ученики, не справившиеся с первым заданием,
выходят к доске выписывать формулы.

Слайд 4

Учитель:

Опять мы все вместе:
И снова спорим мы с судьбой
Уж мы такие люди,
И снова мы готовы в бой,
Хотя он трудным будет.

Нас ждет еще одно испытание, чтобы открылась
дверь в королевство «Реакции» вы должны
разгадать загадки:

Слайд 5

Смущает меня щелочная среда, краснею:
Но, если вокруг кислота
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я -:(фенолфталеин)

Слайд 6

Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.

Слайд 7

Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон (метилоранжевый)

Слайд 8

За правильные ответы учитель раздает
«химоны».

Загадка-эксперимент.

Слайд 9

Распознавать в каком стакане, какое вещество,
если известно, что в одном из них- гидроксид
натрия, в другом- вода, в третьем- соляная кислота.

Слайд 10.

Учитель: Все трудности позади. Путь в
королевство «Реакции» открыт.

Учитель брызгает распылителем на лист ватмана,
прикрепленный к доске, и на нем проступает
надпись — РЕАКЦИЯ.

Учитель: Я покажу вам серию химических
реакций. Ваша задача — составить цепочку
превращений.

Эксперимент

  1. Подкрасить воду фенолфталеином.
  2. Опустить кусочек натрия в воду.
  3. Прилить серной кислоты.
  4. Добавить хлорид бария до выпадения осадка.

Ученик записывает цепочку превращений на
доске, учащиеся проверяют правильность
составления цепочки по экрану:

Слайд 11

Na -> NaOH -> Na2SO4 -> BaSO4

2Na + 2H2O= 2NaOH + H2O

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

Na2SO4 + BaCl2= BaSO4 + 2NaCl

Учитель: Наше путешествие подходит к концу.
Объявляется конкурс- химическая пантомима.
Приглашаются 2 ученика, которым выдаются
карточки с заданием:

  • Что произойдет, если неправильно обращаться со
    спиртовкой?
  • Что произойдет, если неверно определять запах
    резко пахнущих веществ?

Слайд 12

Учитель с учениками выясняет правила техники
безопасности и подводит итоги урока. Объявляет
оценки в зависимости от количества полученных
«химонов»

Домашнее задание:

Слайд 13

Разгадать предложенный кроссворд, составить
свой по образцу.

Слайд 14

Учитель:

Предметов всех не перечесть
Но выбор наш не труден,
Мы славим химию, что есть
Но трижды ту, что будет!

Ссылка на основную публикацию
2018