- Ашба Светлана Камболатовна, учитель начальных классов
Цели: познакомить учащихся с творчеством
М.Ю.Лермонтова и русского пейзажиста И.И.Шишкина;
учить видеть скрытый, переносный смысл
стихотворений М.Ю.Лермонтова; учить соотносить
художественно-изобразительные средства картины
и поэтического произведения; учить чувствовать
выразительность слова; прививать любовь к
русской поэзии.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова,
репродукция картины И.И.Шишкина “На севере
диком…”, музыка Г.В.Свиридова к повести
А.С.Пушкина “Метель”.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности
к уроку)2. Введение в тему
– Посмотрите на доску. Что написано на доске? (Фамилии
поэтов: С.Есенин, С.Маршак, М.Лермонтов).
– Определите фамилию автора, с произведением
которого мы познакомимся на уроке по таким
признакам: фамилия начинается с согласной и в ней
согласных шесть. Прочитайте имя поэта. (Михаил
Юрьевич Лермонтов 1814–1841)
– Сегодня на уроке мы прикоснемся к
творчеству великого русского поэта Михаила
Юрьевича Лермонтова, встретимся с его
замечательными стихами.
– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться
выразительно читать стихотворение, находить в
нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов
написал это стихотворение).
– Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для
того, чтобы уметь правильно и красиво говорить
самим и чтобы было приятно слушать другим).
3. Рассказ учителя о поэте
М.Ю.Лермонтов жил в одно время с Александром
Сергеевичем Пушкиным. Родился он в 1814 году в
Москве и очень ее любил. В поэме “Сашка” он
писал:
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе
бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка
очень любила внука и старалась дать ему хорошее
образование. С детства Михаил Юрьевич говорил
по-немецки и по-французски. Даже маленький он
говорил в рифму, и все этому удивлялись. Он был
очень способным мальчиком, хорошо рисовал.
Михаил часто болел, поэтому летом 1825 года бабушка
повезла его на воды на Кавказ; детские
впечатления от кавказской природы и быта горских
народов остались в раннем творчестве.
В 1827 году семья переезжает в Москву, и осенью 1828
года мальчика зачислили в 4-й класс Московского
университета благородного пансиона, где раньше
учились В.Жуковский, А.Грибоедов, Ф. Тютчев. В
пансионе многие увлекались литературой, даже
выпускали рукописный журнал. В нем встречались и
стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень
талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел,
сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на
скрипке и фортепиано.
Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов
вышел корнетом в Гусарский полк и впервые надел
офицерский мундир, бабушка поэта заказала
художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет.
Обратите внимание – (демонстрация портрета (Рисунок
1)) с полотна на нас смотрит спокойный
гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный
овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой,
правильной формы нос, щегольские усики над
пухлым ртом.
Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только
26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят
его, знают его стихи, с удовольствием читают его
прозу.
4. Первоначальное чтение стихотворения “На
севере диком…”
– Наш урок мы посвятим стихотворению
М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит
одиноко…”. Я прочитаю стихотворение, а вы
постарайтесь представить себе картину,
описанную автором в стихотворении.
5. Обмен впечатлениями
– Какое настроение поэта вы почувствовали? (Грустное,
печальное, лирическое).
– Какие чувства возникли в вашем сердце? (Чувство
грусти, чувство печали, чувство одиночества,
чувство жалости).
– Да, лирические стихи отражают не событие, а
душевное переживание поэта, его настроение.
– Какие картины возникли в вашем воображении
после прочтения стихотворения?
(Высказывания учащихся).
6. Повторное медленное построчное чтение
учителя и беседа по тексту
– Что представилось вам в первых двух
строках, и какие слова вам помогли? (В холодном
пустынном месте стоит одна сосна, возле нее
ничего нет. “север
дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).
– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна
дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая
одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).
– Что происходит с сосной? (Ей снится сон,
что далеко-далеко “в пустыне далекой”).
– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон?
(Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).
– Такой прием, когда неживым предметам
приписываются качества живых называется
олицетворением. Его используют для большей
выразительности.
– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В
том крае, где солнца восход”).
– Прочитайте последние строчки. Что вы
узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит
она на утесе, и ей также грустно).
7.
Самостоятельное чтение стихотворения
детьми
– Прочитайте стихотворение выразительно.
Читайте медленно. После каждой строчки
обязательно делайте короткую остановку – паузу.
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать
настроение автора и выразить свои чувства.
– Отметьте непонятные вам слова.
– Кто попробует прочитать стихотворение
выразительно?
8.
Словарная работа: уточнение смысла
непонятных слов
- Риза – верхняя одежда священника,
богато украшенная, надеваемая во время
богослужения. - Утес – высокая скала.
9. Анализ стихотворения
– Как вы считаете, с какой целью автор
написал это стихотворение? (Чтобы передать свою
печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе,
тоже
одинокой. Чтобы вызвать взаимное
сопереживание).
– Какие слова помогли автору передать
настроение, созданное стихотворением? (“На
севере диком”, “на голой вершине”, “снегом
сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе
горючем”, “прекрасная пальма”)
– Как называются эти слова? (Эпитеты).
– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? (Эпитеты
передают особое настроение печали и
одиночества).
– Какой еще литературный прием использовал
автор? (Олицетворение).
– Как вы думаете, для чего в стихотворении с
образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы
сильнее передать образ одиночества, мечту о
далекой родной душе,
тоже одинокой).
10. Самостоятельное чтение стихотворения
детьми про себя
– Прочитайте стихотворение про себя и
попробуйте представить эту одинокую сосну,
нарисовать воображаемую картину словами.
Расскажите, что у вас получилось. (Одинокая
сосна, занесенная снегом, возвышается на скале
над вершинами северных лесов. В лунном свете
серебрится снег. Сосне холодно и одиноко).
11. Физкультпауза
12. Работа по картине И.И.Шишкина “На севере
диком”
Учащиеся рассматривают картину под музыку Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”. – – Эти поэтические строчки Лермонтова – Совпадают ли по настроению стихотворение – Какими средствами художник Шишкин – Картина Шишкина средствами живописи |
13. Вывод
– В стихотворении М.Ю.Лермонтова и в картине
И.И.Шишкина главным является образ сосны. Сосна
Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее
веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что
она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее,
но не принес радости. И человеку тоже было бы
очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.
Художник И.И.Шишкин своей картиной усилил
звучание поэтических строчек.
– Какими художественными средствами удалось
поэту Лермонтову и художнику Шишкину передать
настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? (Поэт
использовал эпитеты, олицетворение, образы сосны
и пальмы. Художник выбрал темные и мрачные тона.).
– Мы еще раз убедились, как два шедевра
искусства, взаимно обогащая друг друга, выражают
настроение, мечту о возвышенном и прекрасном, но
разными средствами.
14. Коллективное чтение стихотворения
– Читаем стихотворение выразительно,
передавая настроение автора и выражая свои
чувства. Как вы думаете, это стихотворение лучше
читать ровно или, меняя темп? (Стихотворение
следует читать неторопливо, негромко, с
интонацией грусти. Постараемся передать
настроение одиночества).
15.
Закрепление новых знаний
– Прочитайте понравившиеся строчки.
– С каким чувством вы прочитаете стихотворение?
– Какими красками нарисуете картину к этому
тексту?
– Характер какой мелодии должен сопровождать
это стихотворение?
– Какие картины родились в вашем воображении?
16. Домашнее задание (по выбору)
Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На
севере диком стоит…”
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Нарисовать картины, которые возникли в вашем
воображении при чтении стихотворения.
Подобрать мелодию к стихотворению.
17. Рефлексия
– Что на вас произвело наибольшее
впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для
вас?
– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы
с ним справлялись?
– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со
стихотворением?
18. Оценка работы