Урок литературного чтения в 3-м классе по теме М.Ю. Лермонтов На севере диком…

  • Ашба Светлана Камболатовна, учитель начальных классов

Цели: познакомить учащихся с творчеством
М.Ю.Лермонтова и русского пейзажиста И.И.Шишкина;
учить видеть скрытый, переносный смысл
стихотворений М.Ю.Лермонтова; учить соотносить
художественно-изобразительные средства картины
и поэтического произведения; учить чувствовать
выразительность слова; прививать любовь к
русской поэзии.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова,
репродукция картины И.И.Шишкина “На севере
диком…”, музыка Г.В.Свиридова к повести
А.С.Пушкина “Метель”.


Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности
к уроку)

2. Введение в тему

Посмотрите на доску. Что написано на доске? (Фамилии
поэтов: С.Есенин, С.Маршак, М.Лермонтов).

Определите фамилию автора, с произведением
которого мы познакомимся на уроке по таким
признакам: фамилия начинается с согласной и в ней
согласных шесть. Прочитайте имя поэта. (Михаил
Юрьевич Лермонтов 1814–1841)

Сегодня на уроке мы прикоснемся к
творчеству великого русского поэта Михаила
Юрьевича Лермонтова, встретимся с его
замечательными стихами.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться
выразительно читать стихотворение, находить в
нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов
написал это стихотворение).

Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для
того, чтобы уметь правильно и красиво говорить
самим и чтобы было приятно слушать другим).


3. Рассказ учителя о поэте

М.Ю.Лермонтов жил в одно время с Александром
Сергеевичем Пушкиным. Родился он в 1814 году в
Москве и очень ее любил. В поэме “Сашка” он
писал:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе
бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка
очень любила внука и старалась дать ему хорошее
образование. С детства Михаил Юрьевич говорил
по-немецки и по-французски. Даже маленький он
говорил в рифму, и все этому удивлялись. Он был
очень способным мальчиком, хорошо рисовал.
Михаил часто болел, поэтому летом 1825 года бабушка
повезла его на воды на Кавказ; детские
впечатления от кавказской природы и быта горских
народов остались в раннем творчестве.

В 1827 году семья переезжает в Москву, и осенью 1828
года мальчика зачислили в 4-й класс Московского
университета благородного пансиона, где раньше
учились В.Жуковский, А.Грибоедов, Ф. Тютчев. В
пансионе многие увлекались литературой, даже
выпускали рукописный журнал. В нем встречались и
стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень
талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел,
сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на
скрипке и фортепиано.

Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов
вышел корнетом в Гусарский полк и впервые надел
офицерский мундир, бабушка поэта заказала
художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет.
Обратите внимание – (демонстрация портрета (Рисунок
1)
) с полотна на нас смотрит спокойный
гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный
овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой,
правильной формы нос, щегольские усики над
пухлым ртом.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только
26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят
его, знают его стихи, с удовольствием читают его
прозу.


4. Первоначальное чтение стихотворения “На
севере диком…”

Наш урок мы посвятим стихотворению
М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит
одиноко…”. Я прочитаю стихотворение, а вы
постарайтесь представить себе картину,
описанную автором в стихотворении.

5. Обмен впечатлениями

– Какое настроение поэта вы почувствовали? (Грустное,
печальное, лирическое).

Какие чувства возникли в вашем сердце? (Чувство
грусти, чувство печали, чувство одиночества,
чувство жалости).

Да, лирические стихи отражают не событие, а
душевное переживание поэта, его настроение.

– Какие картины возникли в вашем воображении
после прочтения стихотворения?

(Высказывания учащихся).

6. Повторное медленное построчное чтение
учителя и беседа по тексту

Что представилось вам в первых двух
строках, и какие слова вам помогли? (В холодном
пустынном месте стоит одна сосна, возле нее
ничего нет. “север

дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).

Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна
дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая
одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).

Что происходит с сосной? (Ей снится сон,
что далеко-далеко “в пустыне далекой”).

Как вы считаете, может ли сосне сниться сон?
(Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).

Такой прием, когда неживым предметам
приписываются качества живых называется
олицетворением. Его используют для большей
выразительности.

– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В
том крае, где солнца восход”).

Прочитайте последние строчки. Что вы
узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит
она на утесе, и ей также грустно).


7. Самостоятельное чтение стихотворения
детьми

– Прочитайте стихотворение выразительно.
Читайте медленно. После каждой строчки
обязательно делайте короткую остановку – паузу.
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать
настроение автора и выразить свои чувства.

– Отметьте непонятные вам слова.

– Кто попробует прочитать стихотворение
выразительно?


8. Словарная работа: уточнение смысла
непонятных слов

  • Риза – верхняя одежда священника,
    богато украшенная, надеваемая во время
    богослужения.
  • Утес – высокая скала.


9. Анализ стихотворения

Как вы считаете, с какой целью автор
написал это стихотворение? (Чтобы передать свою
печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе,
тоже

одинокой. Чтобы вызвать взаимное
сопереживание).

Какие слова помогли автору передать
настроение, созданное стихотворением? (“На
севере диком”, “на голой вершине”, “снегом
сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе
горючем”, “прекрасная пальма”)

– Как называются эти слова? (Эпитеты).

– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? (Эпитеты
передают особое настроение печали и
одиночества).

Какой еще литературный прием использовал
автор? (Олицетворение).

– Как вы думаете, для чего в стихотворении с
образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы
сильнее передать образ одиночества, мечту о
далекой родной душе,

тоже одинокой).

10. Самостоятельное чтение стихотворения
детьми про себя

Прочитайте стихотворение про себя и
попробуйте представить эту одинокую сосну,
нарисовать воображаемую картину словами.
Расскажите, что у вас получилось. (Одинокая
сосна, занесенная снегом, возвышается на скале
над вершинами северных лесов. В лунном свете
серебрится снег. Сосне холодно и одиноко).


11. Физкультпауза

12. Работа по картине И.И.Шишкина “На севере
диком”

Учащиеся рассматривают картину под музыку
Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.


Обратите внимание на эту картину. Что вы видите
на картине? Как бы вы ее назвали? (Высказывания
учащихся).

– Эти поэтические строчки Лермонтова
вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на
создание картины “На севере диком”. Она создана
в 1890 году, в этой картине чувства переданы
средствами живописи.

– Совпадают ли по настроению стихотворение
М.Лермонтова и содержание картины И.И.Шишкина? (Да.
Они совпадают по настроению).

Какими средствами художник Шишкин
передает настроение, созданное стихотворением?
картине преобладают холодные тона. Много синего,
фиолетового цвета, синевато- зеленоватых
оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно,
откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой
тени становится еще холоднее и тоскливее).

Картина Шишкина средствами живописи
передает не только настроение стихотворения
Лермонтова, но и переживания самого художника.


13. Вывод

В стихотворении М.Ю.Лермонтова и в картине
И.И.Шишкина главным является образ сосны. Сосна
Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее
веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что
она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее,
но не принес радости. И человеку тоже было бы
очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.
Художник И.И.Шишкин своей картиной усилил
звучание поэтических строчек.

– Какими художественными средствами удалось
поэту Лермонтову и художнику Шишкину передать
настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? (Поэт
использовал эпитеты, олицетворение, образы сосны
и пальмы. Художник выбрал темные и мрачные тона.).

Мы еще раз убедились, как два шедевра
искусства, взаимно обогащая друг друга, выражают
настроение, мечту о возвышенном и прекрасном, но
разными средствами.


14. Коллективное чтение стихотворения

Читаем стихотворение выразительно,
передавая настроение автора и выражая свои
чувства. Как вы думаете, это стихотворение лучше
читать ровно или, меняя темп? (Стихотворение
следует читать неторопливо, негромко, с
интонацией грусти. Постараемся передать
настроение одиночества).


15. Закрепление новых знаний

– Прочитайте понравившиеся строчки.
– С каким чувством вы прочитаете стихотворение?
– Какими красками нарисуете картину к этому
тексту?
– Характер какой мелодии должен сопровождать
это стихотворение?
– Какие картины родились в вашем воображении?


16. Домашнее задание (по выбору)

Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На
севере диком стоит…”
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Нарисовать картины, которые возникли в вашем
воображении при чтении стихотворения.
Подобрать мелодию к стихотворению.


17. Рефлексия

Что на вас произвело наибольшее
впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для
вас?
– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы
с ним справлялись?
– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со
стихотворением?


18. Оценка работы

Ссылка на основную публикацию
2018