Урок окружающего мира УМК Гармония. 2-й класс по теме Художественное творчество человека. Природа в произведениях искусства

  • Болоболова Людмила Алексеевна, учитель начальных классов

ЗАДАЧИ:

  • показать учащимся, что человек создал много
    произведений искусства, которые делают нашу
    жизнь интереснее;
  • развивать умение видеть прекрасное,
    восхищаться произведениями художников,
    композиторов, поэтов;
  • прививать желание заниматься творческой
    деятельностью;
  • формировать эстетический вкус.

ОБОРУДОВАНИЕ:

У УЧИТЕЛЯ:

  • мультимедийный проектор, компьютер,
    презентация, подготовленная в MS Power Point,
    интерактивная доска;
  • Репродукции, кроссворд;
  • CD с записью музыки Э. Грига «Утро», А. Вивальди
    «Времена года»;

У УЧАЩИХСЯ:

  • Карточки с заданиями для самостоятельной
    работы;
  • Конверты с репродукциями и «цветными нотками»;
  • Цветные карандаши;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. (Приложение 1, слайд
1)

— Наш урок мне хотелось бы начать со
стихотворения С. Я. Маршака:

Всё то, чего коснётся человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы,
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

— На самом ли деле могут говорить дома, балконы,
вагоны?

— Как вы думаете, а что же хотел сказать нам
автор этими строками?

— Давайте представим, что окружающие нас
предметы ожили и заговорили.

— О чём нам могут рассказать, например, дома?

— Оказывается, не только люди, но и всё в
окружающем нас мире умеет говорить, но на своём,
особенном языке. И чтобы услышать этот язык,
нужно быть немножко волшебником, внимательно
прислушаться и мир откроет свои тайны.

2. Актуализация.

— Я знаю, что вы уже побывали в некоторых музеях
(на страницах учебника), познакомились с их
экспонатами.

— Посмотрите, какому музею могут принадлежать
эти предметы? (слайды 2 — 4)

Исторический.

Краеведческий (традиционный женский костюм
Орловской губернии).

Художественный.

— Наряду с крупными, всемирно известными
музеями, такими как (слайды 5 — 8)

Эрмитаж.

Русский музей в Санкт — Петербурге.

Третьяковская галерея.

Музей изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина в Москве.

В нашей стране много областных и краевых
художественных музеев, выставок. А есть ли такие
музеи в нашем городе?

— В каких их них вы побывали?

3. Формирование новых знаний и умений.

— Всё живёт и изменяется, рождается, взрослеет,
стареет и умирает. Неповторимы и мимолётны
картины окружающего нас мира. Вот, например,
бабочки: среди них есть такие, которые живут один
день. Утром их красивые крылышки радуют глаз,
мелькают в воздухе, а к вечеру они опадут.

Человеку всегда хотелось запечатлеть
прекрасное мгновение, всё то, что удивляло его,
радовало, останавливало взгляд.

— А что же красивого мог увидеть человек в
природе?

(Человеку всегда хотелось, чтобы та красота,
которую он видит в природ, оставалась с ним. Чтобы
не только ему она была доступна, но и другим
людям)

— Красота — это радость нашей жизни. Человек
стал человеком потому, что увидел глубину
лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив
вечерней зари, прозрачную дымку речных
просторов, багровый закат перед ветреным днем.

— Но как сделать так, чтобы сохранить и передать
эту красоту, эти замечательные явления природы и
чувства, вызванные ими?

— Да, люди создавали разные произведения
искусства. Давайте прочитаем, что об этом говорят
авторы нашего учебника (стр. 46)

— С какой же целью люди создают бесценные
произведения литературы и искусства?

— Итак, я предлагаю вам сегодня пройтись по
картинной галерее, заглянуть в волшебный мир
искусства, присмотреться и прислушаться к нему.

— Входите тихо. Картины в галерее как вещие
птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон
начнется с появлением первого посетителя.

— Вы замечали, что люди, глядя на одно и то же,
видят как будто по-разному? Например, глядя на
одну и ту же картину природы, каждому из вас
захочется рассказать о чем-то своем.

— Давайте посмотрим на первую картину в нашей
галерее (в учебнике — репродукция картины И.
Левитана «Март» + слайд 9)

— О чем вам сейчас хочется сказать?

— А ведь мы все видим одно и тоже. Почему же тогда
говорим о разном?

(Каждый из нас ко всему относится по-своему)

— И художник показывает нам окружающий мир
таким, каким он его видит.

— Что на картине И. Левитана больше всего
говорит нам о весне?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Звучит музыка. А. Вивальди «Времена года.
Весна»)

-А теперь тихонько встаньте, выйдите из-за парт.
Представьте, что вы стоите на крыльце дома,
изображенного на картине.

— Вдохните чистый весенний воздух.

— Поприветствуйте солнышко, потянитесь к нему,
возьмите себе немного тепла, которое оно вам
дарит.

— Смотрите, а там, вдалеке, летит клин журавлей,
летит домой.

— Весна пришла. Улыбнитесь весне и друг другу.

— Помогла ли вам музыка почувствовать атмосферу
мартовского весеннего дня?

— Композитор (А. Вивальди) тоже хотел показать
красоту весенней природы, оживающей после
зимнего сна, но по-своему, средствами музыки.

— Красота природы, смена времен года, а каждое из
них — осень, зима, весна, лето, неповторимое,
особенное, всегда были источником вдохновения
для поэтов, музыкантов, художников. Есть
живописцы, которые все свое творчество посвятили
изображению природы. Мы называем их
пейзажистами. Это Шишкин, Саврасов, Левитан и др.

— В толковом словаре дается такое определение
слову «пейзаж»:

1. Общий вид какой-нибудь местности;

2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а
также описание природы в литературном
произведении.

— Картину, к которой мы сейчас с вами подойдем,
вы, наверняка, видели. Догадайтесь, о какой
картине я буду говорить. (Звучит фоном — Э. Григ
«Утро»)

— Густая чаща леса. Над ней занимается раннее
утро. Не шелохнутся деревья. Безветрие.
Спокойствие и тишина.

Проглянули первые лучи солнца, и сосны своими
верхушками потянулись к ним. Будто хотели
пожаловаться, что не всегда так тихо в лесу.
Бывают и шумные дни. Налетают ураганы, и деревья
гнутся под их порывами. Только тогда берегись!
Треск и грохот стоят в лесу. Не каждая сосна
выходит победителем из битвы со стихией. Вот одна
лежит — сломанная грозовым ударом. Другие ее
сестры с корнем вырваны.

Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и
опять лес тихий, напоенный ароматом:

А над заросшим оврагом стелется утренний туман.
И, кажется, стоит войти в него, сразу почувствуешь
запах душистой земляники, услышишь щебет птиц и
наверняка глуховатый голос притаившегося где-то
на дне оврага ручейка. Вот оно — царство
медведей.

Медвежата выбрали местом своей игры
расщепленную сосну, а рядом сидит их мать.
По-видимому, ей нравится этот глухой лесной
уголок, и тихое утро, и шалость ее детей, не
ведающих пока о законах борьбы в природе.

— Кто догадался, о какой картине я говорю? (И.
Шишкин «Утро в сосновом лесу»)

— Проверьте себя. (Слайд 10)

— Поднимите руку, чьи предположения оказались
верными.

— Помогла ли музыка увидеть, представить
картину утра в лесу?

И. Шишкин очень любил лес. Он считал
недопустимым изображать деревья приблизительно.
Изумительно знал каждое дерево, каждую морщинку
коры, изгиб ветвей. Знал, потому что был
беззаветно предан природе. Особенно любил осень.

— Картина, которую вы сейчас видите, так и
называется «Осень» (слайд 11)

— Какие краски использовал художник, чтобы так
правдиво и выразительно передать свое
восхищение природой?

— Приходилось ли вам видеть другие картины,
изображающие золотую осень?

— Кто их написал?

— Художник часто замечает то, чего мы совсем не
видим. Только после его картин мы тоже начинаем
видеть это и удивляться, что не замечали этого
раньше.

— Хороша наша русская зима! Огромное снежное
покрывало застилает все вокруг. А как ударят
морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они
деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз
удивит нас зимушка февральскими узорами, ярким
солнцем, бодрящим воздухом и светом.

— Красота зимней природы вдохновляла поэтов на
создание замечательных произведений. Какие
стихотворения о зиме вы знаете?

— Посмотрите, как по-разному говорят авторы об
этом времени года, потому что каждый видит его
по-своему и по-своему выражает свои мысли и
чувства. Нет ли у вас стихотворений об этом
времени года? (на карточке — находят + С. Есенин
«Береза» + слайд 12 Грабарь «Февральская
лазурь»)

— Присмотритесь к ней повнимательнее.
Постарайтесь увидеть глазами художника.

Художник остановился. Его привлекла одна
береза — широкая и могучая, сиявшая на солнце
белейшим светом белейшего ствола, со множеством
тонких ветвей.

Заглядевшись на березу, художник выронил из
руки палку, с которой пробирался по снегу.
Нагнулся за палкой и еще раз — снизу — посмотрел
на дерево. И вдруг увидел все по-новому: небо
ярчайшей синевы, пылающую белизну березы; и
услышал хруст и треск льдинок на застывших
ветках. Да этот пейзаж надо писать, и непременно
снизу!

— Так создавалась картина.

4. Самостоятельная работа.

— Картин, на создание которых художников
вдохновила природа, очень много. Назовите,
репродукции каких картин перед вами.

— А как прекрасно, с каким волнением изображают
природу в разные времена года поэты! Подберите к
каждой репродукции наиболее подходящее
стихотворение. Выберите из предложенных в
конвертах. (Работа в парах) Приложение 2

— Почему выбрали именно это стихотворение?

5. Работа с учебником и тетрадью.

— Находясь рядом с картинами в выставочном зале,
мы с вами услышали и поэтические строки, и
услышали музыку, которая, как и любое искусство
передает мысли и чувства того, кто ее создал.

— Рожденная композитором музыка записана на
нотной бумаге. Как сделать, чтобы ее услышали
другие?

— И вот человек создает музыкальные
инструменты. Музыка разная и инструменты разные. (Работа
с учебником на стр. 47)

— Прочитаем задание № 1 и первый вопрос.
(Обведите изображение этих инструментов) Как
назовете эту группу?

— Разные инструменты и разные звуки. Почему?

— Как вы думаете, какой любимый инструмент у
русского народа?

— На какие группы можно разделить все
музыкальные инструменты?

(Дети обводят группы разными цветными
карандашами:

Струнные — гитара, балалайка, скрипка,
виолончель, мандолина;

Духовые: фагот, флейта, труба, кларнет, туба;

Ударно-клавишные: рояль;

Клавишно-духовые: баян;

Ударные: барабан, тарелки)

— Давайте впишем названия инструментов в
клеточки кроссворда и прочитаем ключевое слово (Оркестр)

— Что означает слово «оркестр»?

(Древние греки словом «оркестра» называли
площадку перед сценой, на которой выступали
музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют
большую группу музыкантов, исполняющих музыку на
струнных, а также медных и деревянных духовых
инструментах при поддержке группы ударных.
Современный оркестр может насчитывать от 70 до 100
участников)

— А теперь закройте глаза и послушайте: (Ребенок
играет на скрипке)

— Что вы представляли себе, когда слушали?

— Каждый слышал и представлял что-то свое, хотя
слушали мы с вами одно и то же произведение.

6. Рефлексия.

— И художники, и композиторы, и поэты учат нас
видеть красоту природы, мира, нужно быть только
чуть внимательнее и научиться наслаждаться этой
красотой.

Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.

— Вы пробовали когда-нибудь сочинять музыку?

— В ваших конвертах лежат волшебные нотки.
Посмотрите на них — это нотки настроения. Они
помогут нам сочинить нашу мелодию настроения.
Прислушайтесь к себе и покажите свою нотку.

Приложение 2.

Ссылка на основную публикацию
2018