Иллюстрации и рисунки по истории России IX в. начало XVI в.

  • Червова Маргарита Петровна, учитель начальных классов

Представляю учебное пособие: “Иллюстрации и
рисунки по истории России с IX века по начало XVI
века”. Оно было создано в соответствии с
основными требованиями школьной программы, и
может использоваться на различных этапах
исторического образования, как дополнительный
дидактический материал для пропедевтического
курса истории в начальной школе, и как
дополнительный иллюстративный материал для
изучения истории России в 6 классе.

С 2007 года электронный вариант учебного пособия
“Иллюстрации и рисунки по истории России с IX
века по начало XVI века” используется, как
эффективное средство обучения для младших
школьников.

Структура пособия позволяет легко соотнести
его с программой и поурочным планированием.
Отбор иллюстраций и методика их использования
определяются конкретными целями уроков и
внеклассными занятиями. Учитель сможет без
особого труда, выбрать иллюстрацию для раскрытия
темы урока, исходя, из уровня подготовки
учащихся.

Пособие содержит разнообразный
изобразительный материал, который предназначен
для изучения отечественной истории в начальной
школе и основной школы, а также найдет применение
для работы учителя истории во внеклассной
работе, на факультативных занятиях по предмету,
для индивидуальных занятий по подготовке к
олимпиаде по истории.

Основной единицей дидактического пособия
является отдельный лист с картинами и рисунками.
Альбом содержит 73 листа с иллюстрациями и
охватывает исторический период с IX в. по начало XVI
века. Все пособие делится на 12 разделов.
Исторический дополнительный материал дается в
хронологической последовательности и в большем
объеме, чем программный пропедевтический курс 3
класса, т.е. используется принцип минимакса.
Представленный в пособии иллюстративный
материал – изобразительная наглядность, четко и
ясно представляет ученикам образы исторических
событий, явлений фактов и деталей.
Объяснительный текст в альбоме содержит вопросы
и задания ко всем изображениям, вошедшим в
пособие. Система вопросов и заданий к
иллюстрациям основана на продуктивном подходе,
облегчает процесс извлечения учениками
информации, а также её полноценное усвоение.
Дополнительно к пособию составлен
иллюстрированный раздаточный учебный материал с
общим названием – “историческое лото”. Картины
и рисунки, распределенные в алфавитном порядке,
образуют иллюстрированный словарик
исторических терминов и понятий.

Учитель может использовать “Исторического
лото” в игровой форме для объяснения и
закрепления учебного материала, а также для
развития речи учеников методом наглядного
моделирования. Иллюстративный материал
“исторического лото” помогает учителю
организовать на уроке групповую работу в малых
группах, а также проводить командные игры.
Полифункциональность “исторического лото” —
одна из важнейших его характеристик.

Таким образом, при работе с дидактическим
пособием “Иллюстрации и рисунки по истории
России с IX века по начало XVI века” одновременно
решается две важные проблемы преподавания
истории в школе:

  • Во-первых, это проблема обеспечения
    наглядности, что дает развитие универсальных
    учебных действий;
  • Во-вторых, это организация групповой работы.
    Многие задания рассчитаны на такой вариант
    использования пособия. Это обеспечивает
    развитие коммуникативных универсальных
    действий.

Для учащихся начальной и основной школы
пособие “Иллюстрации и рисунки по истории
России с IX века по начало XVI века” дополняет и
расширяет их знакомство с родной историей.

Хотелось бы надеяться, что участники и читатели
фестиваля педагогических идей “Открытый урок”,
познакомившись с отобранными для публикации
иллюстрациями, и тестами, получат достаточно
полное представление о пособии, а заодно и
полезный материал для уроков.

Приложение 1

Ссылка на основную публикацию
2018