Гендерный подход к воспитанию детей в театрально-игровой деятельности

  • Мануйлова Елена Александровна, старший воспитатель

Цель:

  1. Систематизация знаний педагогов по
    театрально-игровой деятельности детей
    дошкольного возраста.
  2. Развитие творческого подхода к
    воспитательно-образовательному процессу в
    театрально-игровой деятельности с учетом
    тендерного подхода к воспитанию
    социально-личностного развития детей.

План проведения педсовета

  1. Вступительное слово “Актуальность
    поло-ролевого воспитания детей в современное
    время” (заведующая ДОУ).
  2. Сообщение по тематической проверке (старший
    воспитатель) (Приложение 1).
  3. Викторина (воспитатели ДОУ) (Приложение 2).
  4. Результаты выставки кукол “Музей одного
    образа” (Рисунок 1, 2,3,4,5).
  5. Педагогическое справочное бюро (заведующая ДОУ)
    (Приложение 3).
  6. Творческие конкурсы (Приложение 4):
      • перефразирование (веселый конкурс) – старший
        воспитатель;
      • конкурс на релаксацию “Исполни песню как
        собачка (кошечка)”
        (заведующая ДОУ).
  7. Обмен опытом работы по данной проблеме (игры в
    театрально-игровой
    деятельности) (Приложение 5):
  8. – воспитатель группы №6 – Сапронова
    Т.А.;
    – музыкальный руководитель — Койнова О. А.;
    – физкультурный руководитель — Горбачева ТА.

  9. Решение.

Предварительная работа:

  1. Проведение консультации по видам
    театрально-игровой деятельности и по тендерному
    воспитанию детей.
  2. Пополнение театральных уголков в группах
    атрибутами для мальчиков и девочек.
  3. Открытые просмотры по совместной
    театрально-игровой деятельности взрослых и
    детей в группах.
  4. Подготовка к викторине для педагогов.
  5. Организация выставки “Музей одного образа” –
    кукла.
  6. Выставка литературы.
  7. Атрибуты для проведения игр (головные уборы для
    мальчиков и девочек, светящаяся палочка).

Задания к педсовету:

  1. Смотр театральных уголков в группах (атрибуты
    для мальчиков и девочек, расширение репертуара
    сказок любого вида театра)
  2. Подготовить рассказ из опыта работы с
    мальчиками и девочками в театрально-игровой
    деятельности.
  3. Подготовиться к КВНу по теме педсовета (вопросы
    в методическом кабинете)
  4. Показ открытых занятий по теме педсовета с 16 по
    27 ноября (смотреть график тематического
    контроля).

Подготовить конспект занятия для
сдачи в методический кабинет.

5. Подготовить 2-3 куклы, для выставки на
педсовете “Музей одного образа” – из разных
материалов.


Ход педсовета

Актуальность поло-ролевого воспитания
детей в театрально-игровой деятельности

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы
относимся к разным расам из-за различного цвета
кожи, обусловленного разными условиями
проживания, мы принадлежим к разным народам,
потому что говорим на разных языках. Несмотря на
то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В
чем оно проявляется?

(Варианты ответов педагогов)

Это сходство делит всех людей на две
большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и
женщины, такие похожие, несмотря на то, что
принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие
разные, женщины и мужчины, хотя можем
принадлежать даже к одному роду.

Чем же мы отличаемся друг от друга,
мужчины и женщины?

(Варианты ответов педагогов)

Сегодня биологи ставят под сомнение разделение
людей на два противоположных пола только по этим
физиологическим признакам.

Всегда рождались люди с неопределенными
морфологическими признаками и возникали
сомнения, к какому полу их отнести. Часто можно
услышать в речи такие выражения: “Не баба, а
мужик в юбке” или “ Штаны носит, а ведет себя как
женщина”. Это говорит о том, что существуют
социокультурные аспекты в различии мужского и
женского. Так, например, заметны различия в
социокультуре африканской и европейской: в
Европе множество украшений на себе носят
женщины, а в Африке – это привилегия мужчин, или
юбки в Шотландии – это национальная одежда
мужчин, а юбки в Европейском обществе всегда
считались предметом женского туалета.

В современное время наблюдаются изменения в
морфологии пола в связи с изменением статуса
женщины в обществе. Во многих странах женщины
получили равноправие, многие женщины занимают
лидирующее положение среди мужчин. Истинно
мужские профессии становятся теперь доступны и
для женщин. В современном обществе женщины
занимаются тяжелым физическим трудом.

Ученые провели исследования изменений женщин с
XIX по XX века и сделали выводы:

– на смену женской фигуре, называемой
“песочные часы” (узкие плечи, тонкая талия и
широкие бедра) пришла фигура наших современниц –
прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины).
Уже не редкость, когда фигура женщины напоминает
треугольник -чисто мужской вариант;

– у некоторых женщин в организме начинают
преобладать мужские гормоны, наблюдается
огрубение голоса и полысение головы.

Поэтому в современной науке принято четко
разграничивать конституционные и
социокультурные аспекты в различии мужского и
женского, связывая их понятием пола и тендера.

Пол в переводе с латинского означает
“порождать”. Это биологические различия между
людьми, определяемые генетическим строением
клеток, анатомо-физиологическими
характеристиками и детородными функциями.

“Гендер” – это социальный статус и
социально-психологические характеристики
личности, которые связаны с полом и
сексуальностью, но возникают во взаимодействии
людей. Общество всегда определяет средства и
границы проявления активности мужчин и женщин. В
любом обществе существуют свои критерии: что
можно и что нельзя. Общество через культуру
диктует правила поведения для мужчин и женщин –
своеобразные правила этикета. Культура является
признаком поведения, которое называет мужским и
женским.

Гендер – социальный пол, взаимодействие
человека с другими людьми в социуме и поведение в
разных ситуациях может быть разным.
Биологическая женщина может стать “мужчиной”,
т.е. ее поведение будет напоминать мужское –
курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В
данный момент ее социальный пол – мужской.

Доктор Джон Мани заявлял о гибкости
тендерной идентичности. А вот биофизик Мильтон
Даймонд опроверг теорию Мани и доказал, что
тендерная идентичность жестко связана с мозгом с
момента зачатия.

Начиная с 1970 года, ведутся споры о том,
что определяет поведение и образ жизни человека
– биология или среда. Может ли воспитание взять
верх над биологией и определить собственно сам
биологический пол?

Записи биотоков мозга у девочек и мальчиков уже
разные. По биотокам можно определить, кто из них
есть кто. Ребенок только после трех лет начинает
осознавать свой пол. С момента рождения
начинается его воспитание и гендерная
социализация – процесс усвоения норм, правил
поведения, установок в соответствии с
культурными представлениями о роли, положении и
предназначении мужчины и женщины в обществе.

Когда биологический и социальный пол
идентичны, то наступает гармония внутри личности
и гармония во взаимодействии с окружающими
людьми.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли
мужчины?

Какие условия для развития создавать девочкам,
чтобы из них выросли настоящие женщины?

Эти вопросы всегда возникали в
обществе.

В педагогике известны разные теории воспитания
и обучения мальчиков и девочек.

Социальное осознанное воспитание начинается с
дошкольного учреждения. Чтобы воспитывать
будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках
и девочках как можно больше. Ведь именно эти
знания помогут создать образовательную модель,
способствующую совпадению биологического и
социального пола.

Хочется сказать, что совместное обучение
мальчиков и девочек стало популярным в XX веке в
Европе, а в 1908 году этому примеру последовал и
Санкт-Петербург. После революции эта практика
продолжилась. Педагоги психологи подчеркивали,
что совместное обучение способствует
армированию дружбы между противоположными
полами. Другой недостаток совместного обучения
мальчиков и девочек в том. что в образовательных
учреждениях одни женщины. Это отрицательно
сказывается на поведении мальчиков. Они
перенимают женский тип поведения.

Политика нашего государства в советское
послереволюционное время была поставлена так,
что образ матери был господствующим семейном
воспитании, и он же был основным в женском
образовании. Отцу в семье отводилась
второстепенная роль. Его явным предназначением
было – служить Отечеству. Кроме этого, те и
другие должны были трудиться на благо своей
социалистической Родине. Результаты этой
политики мы пожинаем, посей день. Главенствующую
роль в семье часто занимают женщины, мужчины
часто уходят от воспитания детей,
самоотстраняются, или уходят на второй план.
Редко встретишь семью, где папа – глава семьи во
всех смыслах этого слова.

В современное время много неполных семей. Часто
встречаются семьи, в которых мама совместно с
бабушкой воспитывает сына (внука). В таких семьях
мальчики больше времени проводят с матерью или
бабушкой и образ отца становится менее
привлекательным. В школе и в детском саду
мальчиков тоже окружают женщины. Часто взрослые
осуждают “немужское поведение” мальчиков,
забывая, что перед ними еще ребенок, личность
которого еще формируется. И это способствует
формированию неврозов.

В программно-методическом обеспечении
ДОУ России тендерные особенности не учитываются.

Стратегия обучения, формы и методы работы с
детьми чаще всего рассчитаны на девочек.

В результате совсем не мужественные
мальчики подвергаются со стороны педагогов
травмирующему воздействию. У мальчиков
формируется низкая самооценка, они теряют
уверенность в себе и своих возможностях.

Наблюдения за работой педагогов показывают,
что их обращение к воспитанникам часто
ограничивается словами “дети”, что не
способствует идентификации ребенком образа “я”
с определенной социальной ролью.

В предметно-развивающей среде часто
наблюдается дисбаланс предметной среды в
сторону преобладания “девчоночьих” материалов
и пособий.

Из всего сказанного, понятно, что
проблема тендерного воспитания в современное
время существует, и решить ее за короткий срок не
реально, но уделять ей внимание все же следует.
Эту проблему мы попробовали решать через
театрально-игровую деятельность.

Проект решения педсовета

  1. Обобщить опыт работы по театрально-игровой
    деятельности детей в ДОУ (сделать папку
    раскладушку с фотографиями детей, распечатать
    игры и конспекты занятий) Ответственные –
    воспитатели групп, старший воспитатель.
  2. Приобрести куклы-марионетки и тростевые куклы в
    старшие группы. Ответственные – воспитатели
    старших и подготовительной групп.
  3. Разработать консультации для родителей по
    театрально-игровой деятельности в родительские
    уголки. Ответственные – воспитатели групп.
  4. Продолжать пополнять предметно-развивающую
    среду в группы по театрально-игровой
    деятельности. Ответственные – воспитатели
    групп.
  5. Продолжать работу с детьми по гендерному
    воспитанию детей. Ответственные – воспитатели
    групп.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Список используемой литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры
    дошкольников: Книга для воспитателя детского
    сада. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный
    театр дошкольникам: театр картинок. Театр
    игрушек. Театр петрушек: Пособие для
    воспитателей и музыкальных руководителей
    детских садов. 3-е изд., перераб. – М: Просвещение,
    1982.
  3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие
    для практ.работников
    дошкольн.образоват.учреждений. – М. АРКТИ, 2000.

Ссылка на основную публикацию
2018