- Мануйлова Елена Александровна, старший воспитатель
Цель:
- Систематизация знаний педагогов по
театрально-игровой деятельности детей
дошкольного возраста. - Развитие творческого подхода к
воспитательно-образовательному процессу в
театрально-игровой деятельности с учетом
тендерного подхода к воспитанию
социально-личностного развития детей.
План проведения педсовета
- Вступительное слово “Актуальность
поло-ролевого воспитания детей в современное
время” (заведующая ДОУ). - Сообщение по тематической проверке (старший
воспитатель) (Приложение 1). - Викторина (воспитатели ДОУ) (Приложение 2).
- Результаты выставки кукол “Музей одного
образа” (Рисунок 1, 2,3,4,5). - Педагогическое справочное бюро (заведующая ДОУ)
(Приложение 3). - Творческие конкурсы (Приложение 4):
- перефразирование (веселый конкурс) – старший
воспитатель; - конкурс на релаксацию “Исполни песню как
собачка (кошечка)”
(заведующая ДОУ). - Обмен опытом работы по данной проблеме (игры в
театрально-игровой
деятельности) (Приложение 5): - Решение.
– воспитатель группы №6 – Сапронова
Т.А.;
– музыкальный руководитель — Койнова О. А.;
– физкультурный руководитель — Горбачева ТА.
Предварительная работа:
- Проведение консультации по видам
театрально-игровой деятельности и по тендерному
воспитанию детей. - Пополнение театральных уголков в группах
атрибутами для мальчиков и девочек. - Открытые просмотры по совместной
театрально-игровой деятельности взрослых и
детей в группах. - Подготовка к викторине для педагогов.
- Организация выставки “Музей одного образа” –
кукла. - Выставка литературы.
- Атрибуты для проведения игр (головные уборы для
мальчиков и девочек, светящаяся палочка).
Задания к педсовету:
- Смотр театральных уголков в группах (атрибуты
для мальчиков и девочек, расширение репертуара
сказок любого вида театра) - Подготовить рассказ из опыта работы с
мальчиками и девочками в театрально-игровой
деятельности. - Подготовиться к КВНу по теме педсовета (вопросы
в методическом кабинете) - Показ открытых занятий по теме педсовета с 16 по
27 ноября (смотреть график тематического
контроля).
Подготовить конспект занятия для
сдачи в методический кабинет.
5. Подготовить 2-3 куклы, для выставки на
педсовете “Музей одного образа” – из разных
материалов.
Ход педсовета
Актуальность поло-ролевого воспитания
детей в театрально-игровой деятельности
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы
относимся к разным расам из-за различного цвета
кожи, обусловленного разными условиями
проживания, мы принадлежим к разным народам,
потому что говорим на разных языках. Несмотря на
то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В
чем оно проявляется?
(Варианты ответов педагогов)
Это сходство делит всех людей на две
большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и
женщины, такие похожие, несмотря на то, что
принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие
разные, женщины и мужчины, хотя можем
принадлежать даже к одному роду.
Чем же мы отличаемся друг от друга,
мужчины и женщины?
(Варианты ответов педагогов)
Сегодня биологи ставят под сомнение разделение
людей на два противоположных пола только по этим
физиологическим признакам.
Всегда рождались люди с неопределенными
морфологическими признаками и возникали
сомнения, к какому полу их отнести. Часто можно
услышать в речи такие выражения: “Не баба, а
мужик в юбке” или “ Штаны носит, а ведет себя как
женщина”. Это говорит о том, что существуют
социокультурные аспекты в различии мужского и
женского. Так, например, заметны различия в
социокультуре африканской и европейской: в
Европе множество украшений на себе носят
женщины, а в Африке – это привилегия мужчин, или
юбки в Шотландии – это национальная одежда
мужчин, а юбки в Европейском обществе всегда
считались предметом женского туалета.
В современное время наблюдаются изменения в
морфологии пола в связи с изменением статуса
женщины в обществе. Во многих странах женщины
получили равноправие, многие женщины занимают
лидирующее положение среди мужчин. Истинно
мужские профессии становятся теперь доступны и
для женщин. В современном обществе женщины
занимаются тяжелым физическим трудом.
Ученые провели исследования изменений женщин с
XIX по XX века и сделали выводы:
– на смену женской фигуре, называемой
“песочные часы” (узкие плечи, тонкая талия и
широкие бедра) пришла фигура наших современниц –
прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины).
Уже не редкость, когда фигура женщины напоминает
треугольник -чисто мужской вариант;
– у некоторых женщин в организме начинают
преобладать мужские гормоны, наблюдается
огрубение голоса и полысение головы.
Поэтому в современной науке принято четко
разграничивать конституционные и
социокультурные аспекты в различии мужского и
женского, связывая их понятием пола и тендера.
Пол в переводе с латинского означает
“порождать”. Это биологические различия между
людьми, определяемые генетическим строением
клеток, анатомо-физиологическими
характеристиками и детородными функциями.
“Гендер” – это социальный статус и
социально-психологические характеристики
личности, которые связаны с полом и
сексуальностью, но возникают во взаимодействии
людей. Общество всегда определяет средства и
границы проявления активности мужчин и женщин. В
любом обществе существуют свои критерии: что
можно и что нельзя. Общество через культуру
диктует правила поведения для мужчин и женщин –
своеобразные правила этикета. Культура является
признаком поведения, которое называет мужским и
женским.
Гендер – социальный пол, взаимодействие
человека с другими людьми в социуме и поведение в
разных ситуациях может быть разным.
Биологическая женщина может стать “мужчиной”,
т.е. ее поведение будет напоминать мужское –
курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В
данный момент ее социальный пол – мужской.
Доктор Джон Мани заявлял о гибкости
тендерной идентичности. А вот биофизик Мильтон
Даймонд опроверг теорию Мани и доказал, что
тендерная идентичность жестко связана с мозгом с
момента зачатия.
Начиная с 1970 года, ведутся споры о том,
что определяет поведение и образ жизни человека
– биология или среда. Может ли воспитание взять
верх над биологией и определить собственно сам
биологический пол?
Записи биотоков мозга у девочек и мальчиков уже
разные. По биотокам можно определить, кто из них
есть кто. Ребенок только после трех лет начинает
осознавать свой пол. С момента рождения
начинается его воспитание и гендерная
социализация – процесс усвоения норм, правил
поведения, установок в соответствии с
культурными представлениями о роли, положении и
предназначении мужчины и женщины в обществе.
Когда биологический и социальный пол
идентичны, то наступает гармония внутри личности
и гармония во взаимодействии с окружающими
людьми.
Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли
мужчины?
Какие условия для развития создавать девочкам,
чтобы из них выросли настоящие женщины?
Эти вопросы всегда возникали в
обществе.
В педагогике известны разные теории воспитания
и обучения мальчиков и девочек.
Социальное осознанное воспитание начинается с
дошкольного учреждения. Чтобы воспитывать
будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках
и девочках как можно больше. Ведь именно эти
знания помогут создать образовательную модель,
способствующую совпадению биологического и
социального пола.
Хочется сказать, что совместное обучение
мальчиков и девочек стало популярным в XX веке в
Европе, а в 1908 году этому примеру последовал и
Санкт-Петербург. После революции эта практика
продолжилась. Педагоги психологи подчеркивали,
что совместное обучение способствует
армированию дружбы между противоположными
полами. Другой недостаток совместного обучения
мальчиков и девочек в том. что в образовательных
учреждениях одни женщины. Это отрицательно
сказывается на поведении мальчиков. Они
перенимают женский тип поведения.
Политика нашего государства в советское
послереволюционное время была поставлена так,
что образ матери был господствующим семейном
воспитании, и он же был основным в женском
образовании. Отцу в семье отводилась
второстепенная роль. Его явным предназначением
было – служить Отечеству. Кроме этого, те и
другие должны были трудиться на благо своей
социалистической Родине. Результаты этой
политики мы пожинаем, посей день. Главенствующую
роль в семье часто занимают женщины, мужчины
часто уходят от воспитания детей,
самоотстраняются, или уходят на второй план.
Редко встретишь семью, где папа – глава семьи во
всех смыслах этого слова.
В современное время много неполных семей. Часто
встречаются семьи, в которых мама совместно с
бабушкой воспитывает сына (внука). В таких семьях
мальчики больше времени проводят с матерью или
бабушкой и образ отца становится менее
привлекательным. В школе и в детском саду
мальчиков тоже окружают женщины. Часто взрослые
осуждают “немужское поведение” мальчиков,
забывая, что перед ними еще ребенок, личность
которого еще формируется. И это способствует
формированию неврозов.
В программно-методическом обеспечении
ДОУ России тендерные особенности не учитываются.
Стратегия обучения, формы и методы работы с
детьми чаще всего рассчитаны на девочек.
В результате совсем не мужественные
мальчики подвергаются со стороны педагогов
травмирующему воздействию. У мальчиков
формируется низкая самооценка, они теряют
уверенность в себе и своих возможностях.
Наблюдения за работой педагогов показывают,
что их обращение к воспитанникам часто
ограничивается словами “дети”, что не
способствует идентификации ребенком образа “я”
с определенной социальной ролью.
В предметно-развивающей среде часто
наблюдается дисбаланс предметной среды в
сторону преобладания “девчоночьих” материалов
и пособий.
Из всего сказанного, понятно, что
проблема тендерного воспитания в современное
время существует, и решить ее за короткий срок не
реально, но уделять ей внимание все же следует.
Эту проблему мы попробовали решать через
театрально-игровую деятельность.
Проект решения педсовета
- Обобщить опыт работы по театрально-игровой
деятельности детей в ДОУ (сделать папку
раскладушку с фотографиями детей, распечатать
игры и конспекты занятий) Ответственные –
воспитатели групп, старший воспитатель. - Приобрести куклы-марионетки и тростевые куклы в
старшие группы. Ответственные – воспитатели
старших и подготовительной групп. - Разработать консультации для родителей по
театрально-игровой деятельности в родительские
уголки. Ответственные – воспитатели групп. - Продолжать пополнять предметно-развивающую
среду в группы по театрально-игровой
деятельности. Ответственные – воспитатели
групп. - Продолжать работу с детьми по гендерному
воспитанию детей. Ответственные – воспитатели
групп.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список используемой литературы:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры
дошкольников: Книга для воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1991. - Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный
театр дошкольникам: театр картинок. Театр
игрушек. Театр петрушек: Пособие для
воспитателей и музыкальных руководителей
детских садов. 3-е изд., перераб. – М: Просвещение,
1982. - Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие
для практ.работников
дошкольн.образоват.учреждений. – М. АРКТИ, 2000.