Готовимся к ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного в разделе Пунктуация

  • Балашова Татьяна Юрьевна, доцент

1. Укажите номера предложений, в
которых нужно поставить тире.

  1. Вы согласитесь, что Новый год самый лучший
    праздник, правда же?
  2. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение.
  3. Грустить о прошлом скучная работа.
  4. Каждый человек есть необходимое звено в цепи
    человечества.
  5. Творчество А. С. Пушкина, безусловно, источник
    литературы критического реализма.

2. Укажите номера предложений, в
которых неправильно расставлены знаки
препинания

  1. Роман “Война и мир”, жанр которого
    определяется как роман-эпопея, крупное эпическое
    произведение.
  2. Я начал ходить в библиотеку и читать книги и
    журналы.
  3. Дни стояли пасмурные однако теплые.
  4. Всё для тебя: вокзалы и причалы, цветы и звёзды
    времени полёт.
  5. В числе посуды привозят много глиняных и
    стеклянных игрушек как-то уточек, гуськов,
    дудочек и брызгалок.

3. Укажите номера предложений с
однородными определениями.

  1. Глубокая мёртвая затягивающая, как омут, стояла
    тишина.
  2. За кормой развевался просвеченный солнцем
    бело-сине-красный торговый флаг.
  3. В этих местах растёт густой смешанный лес с
    преобладанием кедра.
  4. И дождь поспешный молодой закапал невпопад.
  5. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце
    пробивался лунный свет.

4. Укажите номера предложений, в
которых правильно расставлены знаки препинания.

  1. Наступала заря, и закованный в снег двуглавым
    обломком кристалла в огне загорался Казбек.
  2. Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой
    головой, он явился под вечер, празднично одетый в
    золотистую шёлковую рубаху, плисовые штаны и
    скрипучие сапоги гармошкой.
  3. Росистое, ясное, расцветало утро.
  4. Опрятней модного паркета блистает речка льдом
    одета.
  5. Они (Третьяковы) владели многими текстильными
    предприятиями как большими, так и малыми.

5. Укажите номера предложений, в
которых допущены ошибки при обособлении
приложений.

  1. Приказ о продлении сессии подписан ректором
    института профессором И. И. Ивановым.
  2. Это был его сверстник по прозвищу Рудня,
    крестьянин соседнего села.
  3. Ах, будь она, эта война, проклята.
  4. Гусев мало-помалу начинает различать своего
    соседа по койке Павла Ивановича.
  5. Фронтовой бродяга-газетчик я в любом блиндаже
    родня.

6. Укажите номера предложений, в
которых знаки препинания расставлены правильно.

  1. “Нет, я не еду”, – с удивлением и как будто
    обидясь поспешно сказал Пьер.
  2. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки, а
    просыпаясь, приговаривал: “Знатно! На два года
    отосплюсь”.
  3. Он вышел, поправляя свои чёрные усики и глядя
    куда-то на ковёр, едва заметным движением плеча
    ответил на поклоны офицеров.
  4. Лодка медленно двинулась по тихой воде то
    окунаясь в туман, то выскальзывая на простор.
  5. Мы уже сказывали, что несмотря на её холодность
    Марья Гавриловна всё по-прежнему окружена была
    искателями.

7. Укажите номера предложений с
пунктуационными ошибками.

  1. Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю
    они хорошо понимали святую неправду твою.
  2. Кроме того, Кротких не полагал, что на свете
    помимо любви существует ещё и ревность.
  3. Доказано, что животные, например дельфины,
    вполне способны любить, а попугаи-неразлучники
    умирают в разлуке.
  4. Сбавили мы ход, и счастливо.
  5. В урожайные или грибные годы грибы часто
    попадаются кучками, семьями, даже растут
    двойничками.

8. Укажите номера предложений с
вводными словами.

  1. Чичиков со своей стороны был очень рад, что
    поселился на время у такого мирного и смирного
    хозяина.
  2. Дождь прекратился, но должно быть временно:
    лохматые тучи курились низко, прямо над
    вершинами влажного леса.
  3. Это место казалось ему наилучшим выражением
    русской природы.
  4. Зверь в сущности доволен малым: ему нужны еда и
    сон.
  5. Гость однако же коснулся больше событий
    внутреннего мира.

9. Укажите номера предложений, в
которых знаки препинания расставлены правильно.

  1. Жёлтые, золотые листья словно бабочки на лету.
  2. Костровцев был как всегда серьёзен и
    немногословен.
  3. А между клёнами синеют то там, то здесь в листве
    сквозной просветы в небо что оконца.
  4. До сих пор она жила как во сне.
  5. В последнее время некоторые зоологи
    высказывают предположение, что полоски на коже
    зебр появились как средство, предохраняющее от
    укусов мухи цеце.

10. Укажите номера предложений, в
которых нет пунктуационных ошибок.

  1. Тёплое пасмурное утро и чуть-чуть моросит.
  2. Я добился всего сам и я никогда ничего не просил.
  3. Так куда же Лопухов девался и как фуражка его
    оказалась простреленною по околышу?
  4. Чужие холодные скалы и мокрый снег, летевший
    навстречу машине.
  5. Взошла луна и своим мягким фосфорическим светом
    озарила лес.

11. Укажите номера предложений, в
которых пропущены запятые.

  1. Всё, что пошлёшь: нежданную беду, свирепый искус,
    пламенное счастье – всё вынесу и через всё
    пройду.
  2. Ему казалось, что он недолго лежал, припавши
    лбом к спинке дивана, но когда открыл глаза, из
    обоих окон номерка уже тянулись к полу косые
    солнечные тучи.
  3. Может быть, оттого что, ставши рабочим, я уже
    видел нашу городскую жизнь только с её изнанки,
    почти каждый день мне приходилось делать
    открытия, приводившие меня просто в отчаяние.
  4. Вместо того чтобы поддержать меня, ты начал
    помогать тому, против чего я борюсь.
  5. Они тронулись в путь, как только стаял снег и с
    моря потянул тёплый ветер.

12. Укажите номера предложений, в
которых необходимо поставить двоеточие.

  1. Грин умер, оставив нам решать вопрос нужны ли
    нашему времени такие неистовые мечтатели, каким
    был он.
  2. Экономические выводы, прогнозы, планы,
    программы нельзя строить с той степенью
    уверенности, с какой предсказывают это
    естественные науки, то есть физика, химия,
    биология.
  3. Ты видишь сам всегда хорош наш город, весной же
    он особенно хорош.
  4. В этом городе существует несколько объединений
    предпринимателей и промышленников, например
    Ассоциация предприятий мелкого и среднего
    бизнеса.
  5. Но прекрасен данный жребий просиять и умереть.

13. Укажите номера предложений, в
которых необходимо поставить тире.

  1. Сказка песенке сестра.
  2. К сожалению, у меня было очень мало времени меня
    отпустили только на десять дней.
  3. Я шёл к вам с чистыми побуждениями, с
    единственным желанием сделать добро!
  4. День и ночь с тобой жду встречи, встречусь
    голову теряю.
  5. От каменных полов в лазарете было холодно и
    гулко шаги врача доносились издалека.

14. Укажите номера предложений с
пунктуационными ошибками.

  1. Ах, как хочется удивляться! Ах, как хочется
    удивлять!
  2. Это, брат, ух как горько и ух как подло!
  3. Услышь меня хорошая, услышь меня красивая, заря
    моя вечерняя, любовь неугасимая.
  4. Что, ты хотел свободы? Ты жил победителем, ты и
    умрешь победителем.
  5. Да в жизни есть один конец, но в жизни несколько
    начал.

15. Укажите номера предложений, в
которых допущены ошибки при выделении прямой
речи.

  1. “Ты мне льстишь, Орест” – промолвил грустно
    Пушкин, глядя на оконченный портрет.
  2. “Где, – сказал Кипренский с тоской, – где я
    возьму красок, чтобы изобразить это зимнее
    безмолвие, и этот блеск, и дворцы, утратившие
    объём и тяжесть, и, наконец, волнение своего
    сердца?”
  3. “Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и
    пришёл”, – сказал Ваня и, смутившись вконец,
    пробормотал: “Извините за беспокойство”.
  4. Её глаза будто просили: “Помоги!” – но она не
    только ничего не говорила, но даже отвернулась от
    него.
  5. “Идём, – схватила она его за рукав, – Им будет
    полезно познакомиться с тобой”.

Ответы:

1. 1, 3;
2. 1, 4, 5;
3. 1, 4, 5;
4. 2, 3;
5. 2, 4, 5;
6. 1, 2;
7. 1, 2, 5;
8. 1, 2, 4, 5;
9. 1, 4, 5;
10. 3, 4, 5;
11. 1, 2, 3;
12. 2, 3;
13. 3, 4, 5;
14. 3, 5;
15. 1, 3, 5.

Ссылка на основную публикацию
2018