Воспитательное значение сказки в развитии личности ребенка

  • Лавренко Ирина Владленовна, воспитатель

Воспитательная роль сказок очень значима в
процессе развития и становления маленького
человека. Сказки – это своего рода
«воспитательная система»
(Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), которая включает в
себя нравственное, экологическое, трудовое,
патриотическое, умственное, гражданское
воспитание и т.д.

В своей работе я широко использую все виды
фольклора. В устном народном творчестве как
нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности,
представления о добре, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с
фольклором, я тем самым приобщаю их к
общечеловеческим нравственным ценностям.

Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни
ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир,
набирается опыта для взрослой самостоятельной
жизни, строит собственную модель мира и
учится в ней жить. Сказка базируется на
народно-эстетической культуре, на фольклорных
тонах и обладает богатым социальным,
нравственно-педагогическим потенциалом.
Специфика сказки в том, что она является
продуктом творчества определенного народа.

Наш детский сад работает над проблемой
внедрения регионального компонента как фактора,
влияющего на формирования личности ребенка.
Одной из задач, решаемых в ходе этой работы,
является создание условий для воспитания
нравственно-патриотических качеств личности
ребенка через ознакомление с историей и
культурой родного края. Для ребенка дошкольного
возраста важнее всего развитие своей внутренней
жизни, творческой игры. Сказочный мир
замечательно приспособлен для полноценного
развития ребенка-дошкольника.

Я работаю над проблемой воспитания
нравственно-патриотических качеств личности
ребенка через сказку. В своей практике я
использую опыт работы Ушаковой О.С., Венгера Л.А.,
Шороховой О.А., Петровой Е.Ю. и других педагогов.

Задачи:

  • создать условия для формирования личности
    ребенка через сказку;
  • воспитывать интерес к художественной
    литературе, литературно­художественный вкус,
    способность понимать и чувствовать настроение
    произведения;
  • прививать общечеловеческие ценности,
    морально-нравственные ценности культуры.

В системе работы со сказкой я выделила
следующие направления деятельности:

  • совместная и индивидуальная работа;
  • занятия с детьми по ознакомлению с
    художественной литературой;
  • традиционные фольклорные праздники и
    развлечения.

В учебно-воспитательной деятельности я
использую следующие методы, приемы:

Загадывание и отгадывание загадок.
Эти задания развивают сообразительность,
наблюдательность. Дети с удовольствием
принимают эту игру. Они любят загадывать
известные им загадки, но и придумывают свои.

Чтение наизусть пословиц, скороговорок,
потешек
. Эти задания развивают навык кратко,
четко, ясно и образно выражать свои мысли и
вместе с тем способность улавливать поэтичность,
мелодичность, ритмичность речи.

Придумывание определений к заданному
слову
. Такие задания направлены на
формирование умения употреблять заданное слово
в сочетании с другими, так как известно, что это
нередко вызывает у детей затруднения даже при
неправильном понимании значимых слов.

– Конструирование слов, словосочетаний и
предложений
– имеет большое значение в
развитии средств выразительности речи
дошкольников.

Рассказывание сказки детям.
Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все
этапы вместе с героем, знакомится с возможными
жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в
себе необходимые умения для их разрешения,
преодоления.

Пересказ сказки с использованием
плоскостного театра
– это задание
позволяет определить насколько эмоционально и
интонационно правильно ребенок воспринимает
героев сказки. Цель этого задания – задуматься
над смыслом слов, стремиться употребить их так,
чтобы точно охарактеризовать тот или иной
признак, предмет, явление.

Творческие задания по содержанию сказок,
необходимо предусмотреть, чтобы продукты
детского творчества могли быть использованы
детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в
драматизациях сказок, в повседневной жизни.

Придумывание сказки на заданную тему
– предлагается детям, у которых, по данным
предыдущих исследований, имеются определенные
навыки составления связных сообщений.

Драматизация сказок. Через
драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает
навыками управления своими поведенческими
реакциями

Все эти методы и приемы я использую в следующих формах
работы
:

Совместная и индивидуальная работа.
В свободном общении с детьми есть возможность
предложить тот вид деятельности, который в
настоящий момент их особенно привлекает. Они
развивают и накапливают определенный багаж
знаний и представлений, знакомят с новыми
словами и терминами, знакомятся с возможными
жизненными ситуациями.

Занятия с детьми по ознакомлению с
художественной литературой
разработаны
таким образом, что персонажи сказок «приходят» к
детям на занятия, рассказывают им что-то новое,
интересное, предлагают им игровые и творческие
задания, направленные на освоение практического
материала.

Традиционные фольклорные праздники и
развлечения
как итог проделанной работы,
где дети раскрывают свои творческие способности
и знания в постижении культуры своего народа. для
детей важны праздники, именно здесь ощущается
взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине,
своему народу, его обычаям и традициям.

Особое место в системе работы со сказкой
занимает знакомство с казачьими сказками. В
ходе работы я воспитываю у детей патриотизм,
уважение к старшим, любовь к родному краю.

К детям приходят герои казачьих сказок. Илья
Муромец, Ермак, солдат-грамотей, казак Иван учат
смелости, решительности, упорству, доброте,
честности. Аннушка и Танюшка смиренности,
уважению, умению, доброте.

Казачьи сказки, как и народные, внушают
уверенность в торжестве правды, победе добра над
злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям,
что усиливает их воспитательное воздействие.

Результатом работы со сказкой
является:

  • Умение детей разрешать конфликтные ситуации;
  • использование сказочных ситуаций в свободной
    игровой деятельности;
  • пополнение книжного уголка новыми и
    интересными сказками;
  • активное участие детей в фольклорных
    мероприятиях;
  • формирование у ребёнка позиции бережного
    отношения к окружающему миру;
  • привитие любви к своей истории, Родине;
  • овладение навыками взаимоотношения с миром;
  • усвоение общечеловеческих ценностей и
    морально-нравственных ценностей культуры;
  • формирование активной жизненной позиции.

Таким образом, я сделала вывод, что знакомство и
изучение народных сказок, доступных восприятию
детей дошкольного возраста, помогает эффективно
решать проблему привития интереса к
художественной литературе, развивать
нравственно-патриотическую восприимчивость.

Ссылка на основную публикацию
2018