Реакция разложения. 8-й класс

  • Мартиросян Ирина Хилларовна, учитель химии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (319,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Изучить механизм реакций разложения.
Познакомиться с понятиями “катализатор”,
“фермент”. Отработать навыки составлять
уравнения химических реакций.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить, скорректировать и закрепить знания
    по теме “Физические и химические явления”;
  • Уметь записывать уравнения реакций и
    расставлять коэффициенты.
  • Научиться определять реакции разложения.
  • Рассмотреть классификацию химических реакций
    по определенным признакам.
  • Продолжать развивать навыки самостоятельной
    работы, делать выводы и обобщения.
    493-039

Развивающие:

  • Закрепить знания учащихся о физических и
    химических явлениях;
  • Закрепить составление уравнений химических
    реакций;
  • Формировать умения определять реакции
    разложения.
  • Развивать речевые навыки, познавательные
    способности, мышление, внимание, умение
    использовать изученный материал для познания
    нового.

Воспитательные:

  • Воспитать самостоятельность, сотрудничество,
    нравственные качества – коллективизм,
    способность к взаимовыручке, адекватной
    самооценке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Презентация в PowerPoint
  • Периодическая система химических элементов
    Д.И.Менделеева.
  • Пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички,
    растворы сульфата меди (CuSO4) и гидроксида
    натрия (NaOH).
  • Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс [1].

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! В начале урока давайте
вспомним с вами, какие явления существуют в
природе? Приведите соответствующие примеры.

2. Актуализация знаний.

Слайд №1. Дайте определение химическим
явлениям. Чем существенно отличаются два вида
явлений в природе?

Ученики: Химическое явление – это
явление, при котором происходит образование
нового вещества, например, фотосинтез, дыхание,
появление ржавчины и т.д. Меняется состав
вещества.

А физическое явление – это явление, при
котором новое вещество не образуется, меняется
агрегатное состояние, форма вещества, например,
замерзание или испарение воды, гроза, ураган и
т.д.

Слайд №2.

Учитель: Как можно записать химическое
явление? Что такое уравнение химической реакции?

Ученики: Химическое явление мы можем
записать с помощью химических уравнений. Уравнение
химической реакции
– это условная запись
химического явления с помощью химических формул
и математических знаков.

Слайд №3.

Учитель: Химических реакций и,
соответственно – уравнений химических реакций
огромное количество. Сегодня мы с вами будем
рассматривать определенный тип химической
реакции, поговорим, какие бывают классификации
химических реакций, как их можно распределить по
определенным признакам в различные группы.

Слайд №4.

Учитель: Давайте запишем с вами сегодняшнее
число и тему урока: “Реакции разложения”.

Слайд №5.

Учитель: Итак, цель нашего урока:

1. Рассмотреть сущность реакций разложения.

2. Продолжить формировать умение записывать
уравнения химических реакций.

3. Рассмотреть понятия о скорости химической
реакции и катализаторах.

3. Изучение нового материала.

Слайд №6.

Учитель: Выполните следующее задание:
запишите уравнение реакции – нитрат калия
разлагается на нитрит калия
и кислород.
Расставьте коэффициенты.

Слайд №7.

Учитель: Проверьте уравнение реакции и
прочитайте ее.

Слайд №8.

Учитель: А теперь обратите внимание на
реакцию с коэффициентами.

Слайд №9.

Учитель: Давайте проведем с вами реакцию
разложения гидроксида меди (II) при нагревании
(при проведении опыта учитель делает акцент на
соблюдение техники безопасности!!!).

Запишем уравнение реакции: гидроксид меди (II)
разлагается на оксид меди (II) и воду
.

Слайд №10.

Учитель: Попробуйте прописать реакцию
разложения гидроксида меди(II) на оксид меди (II) и
воду (а один человек на доске). Проверьте реакцию.
Прочитайте ее.

Слайд №11.

Учитель: Запишите в тетради (а один человек на
доске) реакцию разложения гидроксида железа (III),
зная, что при этом получатся оксид железа (III) и
вода
.

Слайд №12.

Учитель: Проверьте получившееся уравнение
реакции, прочтите его.

Слайд №13.

Учитель: При рассмотрении всех предыдущих
реакций мы говорим с вами, что вещество
разлагается. Сколько веществ вступает в реакцию?

Ученики: Вступает в реакцию одно сложное
вещество.

Учитель: А сколько и каких веществ
получается?

Ученики: Получается несколько менее сложных
веществ.

Слайд №14.

Учитель: Сделаем вывод – такие реакции и есть
реакции разложения.

Слайд №15.

Учитель: Запишите определение реакции
разложения
в тетрадь со страницы 155 (§29).

Слайд №16.

Учитель: Что такое тепловой
эффект химической реакции? Какие бывают реакции
по тепловому эффекту?

Ученики: По тепловому эффекту
химические реакции бывают экзотермические (идущие
с выделением теплоты) и эндотермические
(идущие с поглощением теплоты).

Слайд №17.

Учитель: Сегодня появляется еще одна
классификация – по числу и составу исходных
веществ и продуктов реакции
.

Реакции разложения – это первые реакции в
этой классификации.

Слайд №18.

Учитель: Запомните, все реакции разложения
протекают с поглощением тепла, т.е., являются
эндотермическими.

Слайд №19.

Учитель: А может ли человек управлять
химической реакцией, увеличивать или уменьшать
ее скорость протекания?

Ученики: Да, человек может управлять
скоростью химической реакции, увеличивать ее,
если будет применять специальные вещества, в
биологии, например, они называются ферментами
(амилаза в ротовой полости начинает расщеплять
углеводы пищи).

Слайд №20.

Учитель: Еще эти вещества мы называем катализаторами.
Запишите определение с доски и рассмотрите
уравнение соответствующей реакции. К какому типу
мы можем ее отнести?

Ученики: Это реакция разложения и
каталитическая, т.е., идущая при наличии
катализатора.

Слайд №21.

Учитель: Посмотрите на слайд и запишите к
себе в тетрадь небольшую характеристику
катализаторов.

4. Закрепление изученного материала.

Слайд №22.

Учитель: Теперь давайте с вами закрепим
изученный материал и решим расчетную задачу.
Условие ее представлено на слайде. Попробуйте
самостоятельно прописать уравнение реакции.

Слайд №23.

Учитель: Проверьте уравнение реакции. Решаем
самостоятельно задачу. По окончании урока вам
надо будет сдать тетрадь на проверку. За урок вам
будет выставлена оценка.

5. Домашнее задание.

Учитель: Домашним заданием вам будет
следующее – параграф 29, записи в тетради, №1,
страница 155 — письменно

Всем спасибо!!!

Используемая литература.

  1. О.С.Габриелян, Химия. 8 класс, — М.: Дрофа, 2011.
Ссылка на основную публикацию
2018