Урок–путешествие Семейство пасленовых

  • Гренкова Людмила Геннадьевна, учитель биологии

Оборудование:

  • таблицы по ботанике;
  • карты полушарий;
  • гербарии;
  • модель цветка пасленовых.

Цели:

  • познакомить учащихся с растениями пасленовых,
    сформировать общее понятие о них;
  • закрепить ботанические знания о строении,
    размножении, применении растений;
  • воспитывать умение анализировать,
    самостоятельно делать выводы;
  • развивать внимание, любовь к природе, интерес к
    истории растений.

Ход урока

Учитель

Мы продолжаем знакомиться с цветковыми
растениями, но прежде давайте отгадаем, о каких
растениях пойдет сегодня речь.

Он наливался, он толстел,
Пил влагу корешков,
Сперва желтел, потом краснел,
Он лопнуть был готов!
(Помидор).

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна”.
(Картофель).

Растение с несочными крупными красными
плодами,
которые применяются как пряность. (Перец).

Все эти растения относятся к семейству
пасленовых. Я предлагаю вам отправиться в
путешествие, чтобы выполнить наше задание.

(Обращение к плану урока, написанному на
доске).

ПЛАН.

  1. Растения семейства пасленовых.
  2. Строение цветка семейства пасленовых.
  3. Строение плода.
  4. Ядовитые растения семейства пасленовых.
  5. Применение растений семейства пасленовых.

Учитель

Чтобы выполнить это задание, мы отправимся в
путешествие, побываем у ученых-ботаников,
встретимся с руководителем экспедиции, который
долго путешествовал с целью изучения этих
растений, отправимся в гости к фармацевтам,
совершим экскурсию в институт растениеводства и
музей краеведения.

Ведущая

Когда юная древнеримская богиня Флора,
согласно легенде, расселила растения по Земле,
она выбрала каждому из них то место, которое в
наибольшей степени подходило для его развития.

Предоставляем слово путешественнику.

Путешественник

Мы долгое время путешествовали и заметили, что
растениям семейства пасленовых достались
Мексика, Чили, Перу, Гватемала, Турция, Индия,
Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в
Европе узнали о картофеле, томатах, перцах,
баклажанах. Привезенные нами из дальних стран,
как диковинные растения, они сначала
выращивались на клумбах, в цветочных горшках,
оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя
история. Но все они, постепенно завоевывая мир,
становились растениями-переселенцами, заняли
одно из важнейших мест в жизни людей.

Учитель

Познакомившись с расселением растений по
земному шару ученые задумались, по какому
принципу их нужно распределить на группы.Чтобы
познакомиться с этим, давайте обратимся к
ботаникам.

Ботаник

В семействе пасленовых насчитывается около 3000
видов растений. Оно включает следующие группы
растений:

  • пищевые растения – картофель, томат, перец,
    баклажан;
  • технические – табак, махорка;
  • декоративные – душистый табак, петунья;
  • ядовитые – белена, дурман, белладонна.

Учитель

Свое название семейство пасленовых получило от
однолетнего травянистого сорного растения –
паслена черного. Стебель его прямостоячий,
листья простые, очередно расположенные. Цветут
летом и осенью до самых заморозков. Многие
растения из этого семейства вам уже знакомы. Вы
встречались с ними в повседневной жизни, когда
помогали готовить маме борщ, суп, собирать
урожай. Чтобы убедиться, на сколько вы хорошо
знаете их, мы предлагаем провести игру “брейн —
ринг”.

3 команды (3 ряда):

  1. Красавка.
  2. Петунья.
  3. Табак душистый.

Чья команда первой даст правильный ответ,
получит очко.

Ведущая

Сначала разминка. О каком растении из семейства
пасленовых идет речь?

«Травянистое растение с рассеченными
листьями. В подземной части стебля из пазух его
зачаточных листьев отрастают подземные побеги –
столоны. На концах они утолщаются и образуют
побеги». (Картофель).

Учитель

Родина картофеля – берега Чили и Перу. Здесь он
возделывался самом начале нашей эры. Когда
картофель привезли в Европу, в каждой стране его
называли по своему:

англичане – потато,
голландцы – аардаппель,
французы – пом де терр,
итальянцы – тартуфель.

Но первое картошкино имя было папа – так ее
называли индейцы в Южной Америке.

Ведущая

Итак, будьте внимательны.

(Звучит музыка, вальс И. Штрауса).

Франция. Конец XVIII в. В стране голод, а
королевском дворце бал. Королева Мария
Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее
украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них
были направлены взоры. Ее прическу украшали
невиданные здесь прежде цветы. Их подарил
королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он
надеялся, что королева окажет покровительство
растению, ведь в стране голод, а оно может
заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не
стала.

Королева

Если народу не хватает хлеба, пусть ест
пирожные.

Учитель

Чтобы заинтересовать этим растением крестьян
Пармантье стал с помощью охраны караулить
посевы. Но охрана была декоративной т.к. на ночь
охранники уходили, и тогда окрестные крестьяне
стали воровать это растение. Ведь, если его
охраняют, значит, это что-то необыкновенное.
Постепенно это растение было признано, а
Пармантье поставлен памятник с надписью
“Благодетелю человечества”.

Ведущая

Итак, 1 вопрос.

Какие цветы украшали прическу королевы Марии
Антуанетты? (Цветы картофеля).

2 вопрос.

Какова была цель внедрения картофеля?

3 вопрос.

Нужно отгадать, что лежит в черном ящике.
Внесите черный ящик.

В этом ящике находится видоизмененный побег, на
его поверхности находятся почки, большая часть
находится на верхушке. Самая главная особенность
– запасать питательные вещества. Этот
видоизмененный побег используют при
размножении. Что лежит в черном ящике? (Клубень).

Учитель

Размножают картофель с помощью клубней или их
частей. Сажают заранее пророщенные клубни в
почву, когда она прогреется до 8 -10 градусов.

Ведущая

Я приглашаю по одному человеку от команды. Вам
предлагается попробовать и определить, из какого
растения семейства пасленовых приготовлен этот
напиток. Что вы о нем знаете? (Томаты).

Учитель

Слово помидор пришло к нам из итальянского и
французского языка. Итальянцы именуют плод этого
растения “помо д’ оро”, то есть золотое яблоко, а
французы — “помо д’ амур” — яблоко любви. В
Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое
название – томат. В Европу томат попал в XVI в.
Первыми его стали разводить португальцы и
испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально
томат получил известность как декоративное и
лекарственное растение. Только в конце XVIII –
начале IXX столетия это растение было признано как
овощная культура.

Ведущая

Внимание. Это растение очень известно. Более 400
лет оно прославило себя как военное средство.
Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры
вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не
сомневались в успехе битвы, на их стороне было
превосходство в численности войска, в
вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой
действительно бы закончился победой испанцев,
если бы южноамериканские индейцы не прибегли к
помощи этого растения. Приблизившись к войскам
завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен
сыпали порошок этого растения. В небо взвивались
струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в
сторону противника, и во вражеском войске
началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них
слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а
затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это
растение помогло одержать победу. О каком
растении из семейства пасленовых шла речь? (Перец).

Учитель

Перец привез из Америки в Европу Христофор
Колумб. В России он впервые упоминается в 1616 г.
Содержит витамины, на вкус бывает разный:
сладкий, острый и жгучий. Чем больше в нем
содержится вещества под названием капсанцин, тем
острее перец.

Ведущая

Следующий вопрос нам зададут медики.

Медик

Какое растение называют “одурь”,
“дурь-трава”, “бесиво”? Эти названия связаны с
действием, которое оказывает на организм это
растение. Сильное, нервное возбуждение делает
поведение человека непредсказуемым: он бредит,
бегает, истерически смеется, прыгает. У этого
растения стебель и листья покрыты железистыми
волосками. Об этом растении существует загадка:
“У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на
плече кулик узорный до краев с отравой черной”.
Как называется это растение? (Белена).

Медик

Да, это белена ядовитое растение семейства
пасленовых. Отсюда народное выражение “белены
объелся”, “взбеленился”.

Учитель

Английский драматург В.Шекспир в трагедии
“Гамлет” описал действие яда белены, с помощью
которого был убит отец Гамлета.

“…когда я спал в саду
В свое послеобеденное время
В мой уголок прокрался дядя
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой;
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной…” —

рассказывает Гамлету призрак отца.

Медик

Ребята, в медицине в малых дозах белену
используют как лекарственное средство. Она
входит в состав лекарств как успокаивающее,
обезболивающее средство. Так же к ядовитым
растениям семейства пасленовых относят
белладонну, дурман. Мы работаем в тесной связи с
зоологами и выяснили, что эти растения хорошие
помощники в борьбе с насекомыми-вредителями.

Учитель

Много ядовитых веществ содержат листья табака,
который относится к семейству пасленовых.

(Работа по учебнику). Пользуясь материалом
учебника подготовить ответ на вопрос, какое
действие на организм оказывают ядовитые
вещества? (Повреждение органов дыхания,
разрушение кровеносных сосудов, сердца).

Медик

Особенно ядовит никотин. Курить для здоровья
опасно! Курение подрывает здоровье человека.

(Подводятся итоги игры).

Ведущая

Наше путешествие продолжается.

Учитель

Давайте отправимся в краеведческий музей.

Экскурсовод

На территории Ростовской области произрастает
большое количество растений семейства
пасленовых. Пищевые растения составляют – 29%
посевных площадей. Технические растения (табак,
махорка) не выращиваются. А декоративные
встречаются довольно часто на клумбах в городах,
возле школ, жилых домов. Но будьте осторожны с
ядовитыми растениями, которые произрастают в
Ростовской области (белена, дурман, белладонна).

Учитель

Теперь, ребята, когда вы познакомились с таким
многообразием растений семейства пасленовых
давайте выполним следующую работу.

Пользуясь таблицей, рисунками на доске
выделить главные отличительные признаки цветка
и плода семейства пасленовых. Строение цветка
запишите формулой в тетради.

(Проверяется работа у доски).

Строение цветка – Ч5Л5Т5П1.

Плод – ягода, коробочка.

Ядовитые растения — белена, белладонна
(красавка), дурман.

Для закрепления предлагается выполнить тест:

1. Покрытосеменным растениям систематики дали
второе название:

а) многоклеточные;
б) цветковые;
в) ввозные;
г) наземные.

2. Все цветковые растения объединяют в два
класса:

а) однодольные и двудольные;
б) голосеменные и покрытосеменные;
в) крестоцветные и бобовые;
г) пасленовые и бобовые.

3. Растения семейства крестоцветных:

а) овес, рожь, пшеница;
б) сурепка, капуста, репа;
в) левкой, хрен, редька;
г) соя, клевер, донник.

4. Строение цветка семейства крестоцветных:

а) Ч4Л4Т4+2П2П1;
б) Ч5Л2+3Т9+1П1;
в) Ч5Л5Т5П1;
г) Ч5Л5П1.

5. Растения семейства бобовых:

а) редька, репа, капуста;
б) астра, василек, одуванчик;
в) горох, фасоль, бобы;
г) томат, белена, дурман.

6. Семейство бобовых насчитывает:

а) 3000 видов;
б) 2500 видов;
в) 2000 видов;
г) 12000 видов.

7. Строение цветка семейства бобовых:

а) Ч5Л5П1;
б) Ч4Л4Т4+2П1;
в) Ч5Л5Т5П1;
г) Ч5Л2+3Т9+1П1.

8. Растения семейства пасленовых:

а) репа, капуста, редис;
б) горох, бобы, фасоль;
в) томат, белена, дурман;
г) одуванчик, василек.

9. Строение цветка семейства пасленовых:

а) Ч4Л4Т4+2П1;
б) Ч5Л5Т5П1;
в) Ч5Л5Т П1;
г) Ч5Л2+3Т9+1П1.

После теста предлагается учащимся разгадать
кроссворд по теме “Пасленовые”. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

  1. Однолетнее сорное растение с мелкими черными
    плодами-ягодами. (Паслен) .
  2. Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).
  3. Однолетнее растение с крупными белыми цветами.
    (Дурман).
  4. Многолетнее травянистое ядовитое растение с
    черными плодами. (Белладонна).
  5. Культурное травянистое растение, разводимое
    ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).
  6. Однолетник с несочными красными плодами,
    которые применяются как пряность. (Перец).

Итог урока

Домашнее задание

Ссылка на основную публикацию
2018