Открытый урок Основные особенности строительных чертежей на примере русской избы

  • Николаева Светлана Станиславовна, учитель черчения, ИЗО

Цель урока:

  • дать учащимся общие сведения о строительных
    чертежах и познакомить с правилами их
    составления и чтения;
  • развить умения применять ранее полученные
    знания о машиностроительных чертежах при
    изучении нового материала на основе
    сравнительного анализа графических изображений;
  • способствовать формированию понимания
    учащимися роли строительных чертежей в
    повседневной жизни..

Задачи урока:

  • повторение видов архитектурно-декоративных
    деталей русской избы;
  • работа с новыми понятиями; на основе
    сравнительной таблицы выявить сходства и
    отличия между машиностроительными и
    строительными чертежами; чтение строительных
    чертежей

Тип урока: изучение нового
материала.

Оборудование:

  • учебные пособия (учебники),
  • чертежные инструменты и принадлежности,
  • иллюстрации русской избы,
  • раздаточный материал (карточки),
  • сравнительная таблица,
  • чертежи-таблицы.

ХОД УРОКА

Записать тему урока в тетрадь.

Все чертежи, которые мы изучали на уроках
черчения до сегодняшнего дня, называются
машиностроительными.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы
“Строительные чертежи”.

Цель: дать общие сведения о
строительных чертежах и познакомиться с
правилами их составления и чтения.

Однажды мы уже занимались “строительством” на
уроках русской народной культуры в 5 и 6 классах. У
нас была тема “Строительство русской избы”.
Давайте вспомним, обратив особое внимание на
архитектурно-декоративные элементы русской
избы.

На какие геометрические объемы мы можем
условно разделить фасад крестьянской избы?

ЭПИГРАФ

“Одним лишь только топором
Когда-то мастер строил дом.
Так почему небрежный труд
Топорным все-таки зовут”.
Еф. Ефимовский.

Внимательно рассмотрите карточку, лежащую у
вас на парте, “Архитектурно-декоративные
элементы деталей русской избы”.Приложение
№ 1. Обратите внимание на термины и
иллюстрации, находящиеся на доске и покажите эти
элементы на плакате (на доске рисунок -наглядное
изображение русской избы с архитектурно
–декоративными элементами). Расскажите кратко,
что вы знаете о них.

Учащиеся выходят к доске, показывают,
рассказывают. Учитель подводит итог.

ЭПИГРАФ

“И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы”.
С. Есенин

Для того, чтобы построить любое здание, даже
древние люди пользовались чертежами. Они были
несовершенны и скорее напоминали рисунки, чем
чертежи. С развитием индустрии строительные
чертежи преобразовались.

Огромный небоскреб и маленький дачный дом, мост
через Неву и мост через маленькую речушку;
заводы; спортивные комплексы; магазины;
остановки — все сооружения, которые окружают нас
невозможно создать без строительных чертежей.

Строят здания и сооружения, пользуясь
строительными чертежами. Первым этапом всякого
строительства является составление проектного
здания. Затем разрабатывают рабочие чертежи.

Прошу слушать внимательно, в ходе объяснения я
буду сравнивать машиностроительные и
строительные чертежи.

К концу урока учитель с учащимися заполняют
сравнительную таблицу (закрепление пройденного
и услышанного материала). Приложение
№ 2.

Основные изображения на строительных чертежах
называются фасад, план, разрез.

1. Фасад — изображение внешних сторон здания.
На них показывают расположение окон дверей, а
также архитектурные детали здания (на доске
вывешивается плакат с этим определением,
учащиеся записывают его в тетрадь). В это время на
доске открывается плакат-таблица с чертежом
фасада русской избы.

Фасадами называют виды зданий спереди (главный
фасад) и сбоку. Главный фасад — это вид здания со
стороны улицы; вид слева и справа — торцевые
фасады. Вид сзади — дворовый фасад.

Фасады выполняются в масштабе 1 : 200; 1 : 400; 1 : 500.

2. Планом здания называют разрез здания
горизонтальной плоскостью на уровне немного
выше подоконников. (определение на доске, ученики
записывают в тетрадь). На доске открывается
чертеж плана русской избы.

Планы выполняют для каждого этажа, кровли,
фундамента. Если план расположен на одном листе с
фасадом, то сохраняют проекционную связь между
ними.

Что можно определить по плану? (Учащийся
выходит к доске и отвечает).

Обычно план здания начинают вычерчивать с
проведения осей стен и колонн. Оси стен,
начерченных на плане вертикально, отмечают (в
кружочке) цифрами. Оси стен, расположенные
горизонтально, отмечают заглавными буквами
русского алфавита.

По плану можно определить форму и размеры
здания, расположение помещений, оконных и
дверных проемов. На планах показывают
санитарно-техническое оборудование, системы
отопления и вентиляции.

Ширину и длину здания, расстояние между осями
стен, размеры проемов и простенков также наносят
на плане в миллиметрах (иногда в сантиметрах).
Кроме того, указывают площадь (кв.м.) помещений
цифрой, подчеркнутой линией. Размерные линии
ограничиваются не стрелками, а штрихами (под
углом 45°).

Работа по плакату на доске.

Сколько помещений в этом здании? На какую
сторону света ориентирована печь в русской избе?
Что находится в противоположном углу?

3. Разрез служит для выявления
конструкции здания и высоты этажей. Получают его
с помощью вертикальных секущих плоскостей,
проходящих, как правило, по осям оконных и
дверных проемов (определение на доске, ученики
–в тетради).

В строительном черчении боковые фасады часто
заменяют разрезами.

На разрезах наносят высотные отметки. Отметкой
называют число, указывающее высоту точки над
нулевою плоскостью. За нулевую отметку принимают
уровень пола первого этажа. Все что выше со
знаком “+”, ниже со знаком “-”. Обозначают в
метрах. (Чертежи отметок учитель чертит на доске).

За высоту здания принимают размер от уровня
земли до конька здания.

Работа по плакату на доске.

Найдите высоту дома, изображенного на чертеже.

В это время раздаются сравнительные таблицы,
заполняют все вместе. Приложение № 2

В то время, пока учащиеся заполняют последнюю
строчку сравнительной таблицы, учитель раздает
карточки — задания. Приложение № 3.
На карточке даны перспективные изображения и
планы трех домов. По перспективному изображению
необходимо найти план дома. Объяснить, чем
руководствовались при сравнении изображений.

Домашнее задание.

Подводится итог урока и дается домашнее
задание приложение № 4: на
карточке дано перспективное изображение
одноквартирного жилого дома. Под рисунком
помещена схема планировки этого дома. На схеме
буквами обозначено расположение окон, дверей,
печей, а также санитарно-техническое
оборудование. Необходимо вычертить план дома.

Прочитать § 38, 39. Выучить определения.

Ссылка на основную публикацию
2018